Алиса в зазеркалье музей. Музей Черткова. Интерьеры. Белый зал

Новое выставочное пространство появится в самом центре Санкт-Петербурга – в знаменитом доме священнослужителей Казанского собора, ныне известном, как Атриум. Здесь откроется выставка «Алиса в Стране чудес».

Ура! Каникулы начались! По такому случаю каждый день с 25 марта по 2 апреля для вас и ваших детей интерактивные экскурсии по Чудесатой выставке «Алиса в Стране чудес» на Невском, 25, в 14.00 и в 16.00 ведут герои сказки — Безумный Шляпник и Королева! Танцуем джигу-дрыгу, делим хлеб на нож, примеряем шляпы, изучаем полет Алисы в кроличью нору, побеждаем Бармаглота, строим крепость Шалтая-Болтая, проникаем через зеркальную трубу и замочную скважину, смотрим в гигантский калейдоскоп, узнаем мудрости Герцогини и почему Белый Кролик все время опаздывает.

Выставка открыта до 2 апреля! Не упустите шанс побывать в Стране чудес и открыть своему ребенку мир этой удивительной сказки!

Чудесатая выставка «Алиса в Стране чудес» посвящена легендарной сказке, написанной Льюисом Кэрроллом. Она вышла в свет в 1865 году и стала второй по количеству выпущенных тиражей книгой в мире после Библии. Это единственная сказка на планете, переведенная на 129 языков. «Алисоманией» захвачена весь мир. Знаменитый писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф Чарльз Лютвидж Доджсон (Льюис Кэрролл) всю свою жизнь не выезжал за пределы родной Англии. Однако одна страна, для которой он сделал исключение и в которой мечтал побывать, – это Россия. В 1867 году Льюис Кэрролл совершил свое первое и единственное путешествие за границу – в Россию. Он посетил Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Сергиев Посад. Он прибыл в нашу страну с миссией поддержки сотрудничества англиканской и православной церквей.

Необычная выставка для всей семьи «Алиса в Стране чудес» впервые была представлена в Москве весной 2015 года в Особняке Салтыковых-Чертковых. Более 150 тыс. взрослых и детей посетили музей нового формата — Чудесатый особняк, причем до этого проекта особняк никогда не использовался в качестве стационарной выставочной площадки. Организаторы потратили несколько месяцев на то, чтобы найти в Санкт-Петербурге подходящее здание – с историей, но еще никогда не принимавшее выставки, тем более такие необычные. В итоге «чудесатым питерским особняком» станет второй этаж Дома священнослужителей Казанского собора – тем более подходящий, потому что Льюис Кэрролл был священнослужителем.

На 600 квадратных метрах Дома оживут фантазийные миры для детей и взрослых. Экспонаты выставки сначала возвратят посетителей к истокам: к личности самого автора и его героине, реально существовавшей девочке Алисе Лидделл, а потом уведут в мир странностей викторианской эпохи и отражения их в сказке. Посетители смогут познакомиться с первыми иллюстрациями к «Алисе», выполненными Джоном Тенниелом: в 1865 году именно они стали каноническими и принесли сказке грандиозный успех. Образы героев Кэрролла вдохновили Уолта Диснея на создание первого анимационного фильма. Чтобы все пришедшие смогли почувствовать себя частью этой истории, на выставке создана фотозона «Эволюция Диснея», а все иллюстрации Тенниела представлены в формате видео-шоу. Увлеченность Кэрролла оптическими иллюзиями демонстрируется через арт-объекты: гигантский калейдоскоп, кинетическую люстру, анаморфоскоп, воздушный геостат, исчезающий сад. Детям будет любопытно побывать в зеркальной капсуле и увидеть, как исчезает и появляется Чеширский кот. Всех также ждет встреча с необычным высоко-технологичным Белым Кроликом (роботом телеприсутствия R-Bot). Главным героям сказки посвящены инсталляции по мотивам витражей английского художника Джеффри Вебба, с 1935 года украшающие церковь Всех Святых в Дарсбери, графство Чешир, где знаменитый писатель родился в доме приходского священника. В «Комнате сновидений» можно увидеть первое немое кино по «Алисе», снятое в 1903 г. американским режиссером Сесилом Хэппуортом, а также стать участником безумного чаепития.

Автор идеи и куратор выставки Мария Милютина: «Я убеждена, что выставка на подлинной литературной основе, прежде всего, должна быть нескучной. Мы намеренно выбираем странные пространства для наших выставок. Ведь на таких проектах самое главное — особый дух и атмосфера книги. И в данном случае «Алиса в Стране чудес» прекрасно подошла второму этажу санкт-петербургского «Атриума». Я думаю, что наши посетители откроют для себя эту легендарную сказку заново. В нашем пространстве все вовлекает в игру, а посетители чувствуют себя комфортно, как дома».

Генеральный продюсер выставки Алла Ключникова: «Наш московский опыт показал, что у такого необычного формата есть большое будущее. Сейчас никого уже не удивишь аттракционами. Детям и родителям нужны интеллектуальные каникулы и необычная подача информации».

Необыкновенной популярностью на выставке пользуются экскурсии и квесты. Осмотр выставки с экскурсией позволяет узнать историю создания сказки и по-новому взглянуть на нее. Квесты – особое развлечение для ценителей досуга в стиле интеллектуальных каникул, ставшее необыкновенно востребованным в наши дни. А в новогодние праздничные дни всех детей на выставке будет ждать
«Шоу Шляпника» — это волшебная мыльная иллюзия в исполнении блистательного циркового артиста оригинального жанра Максима Заеца. Воздух, вода, дым, огонь откроют тайны Страны чудес и воображаемого мира.

Генеральный продюсер – Алла Ключникова
Автор идеи и куратор выставки – Мария Милютина
Реализация замысла: Wonderland Production

Дата: 27 декабря 2016 – 2 апреля 2017, с 11.00 — 21.00
Адрес: Выставочное пространство «Атриум» (Невский проспект, 25)

сначала новые

После непростой рабочей недели очень хотелось какого-то праздника. Идею проведения пятничного вечера подкинул, как обычно, любимый сайт, на сей раз руками Эндрю – ее отзыв о выставке к 150 -летию «Алисы в стране чудес» подсказал, где в Москве можно повстречаться со сказкой.
Спланировали мы с дочерью так: приходим к 19:00, чтобы успеть на последнюю экскурсию, немного гуляем самостоятельно, а в 20:00 идем на квест.

По факту же получилось следующее: в 18:50, когда мы вошли в особняк Салтыковых-Чертковых, экскурсия уже началась. Видимо, это было связано с тем, что человек 5-6 уже набралось и больше никого не ждали, выставка не пользуется популярностью. Мы с дочерью практически не пострадали – догнали гида на лестнице буквально через 2 минуты после начала, но со стороны организаторов было бы правильным начинать экскурсии вовремя или информировать на сайте о возможном сдвиге мероприятия.

Экскурсия замечательная, чудесная девушка очень занимательно и доступно рассказывала об авторе, об истории создания книги и иллюстраций к ней, о том, откуда взялись такие необычные персонажи, и как сложилась судьба уже взрослой Алисы. Особое спасибо экскурсоводу за то, что дочь попросила отыскать ей подзабытую книгу «Алиса в стране чудес», чтобы освежить в памяти и «взглянуть» по-новому с учетом полученной информации.
Жаль, что вся подача информации занимает минут 20-25, мы с дочерью готовы были слушать и дальше.

Еще минут 20 ушло на самостоятельный осмотр экспозиции, и к 19:30 у нас осталось еще полчаса времени до квеста, которые надо было чем-то занять. Заглянули в местное кафе, очень даже симпатичное место – уютно, вкусно, приемлемые цены, к тому же оказалось, что именно в кафе собираются будущие участники игры.
К 20:00 желающих участвовать в квесте кроме нас с дочерью не наблюдалось. Любезный молодой человек объяснил нам правила игры и выдал задание.

Вот сейчас, уважаемые организаторы, извините, я буду вас критиковать:

1. Игра в 20:00 позиционируется как взрослая. Со всей ответственностью заявляю, что взрослым без детей на ней делать нечего. Видимо, составители предполагали, что логические задачи могут решить исключительно люди от 20 лет и старше. Проверяющий ответы молодой человек был удивлен нашим правильным ответам, по его словам, с этими задачами редко кто справляется.
На самом деле уровень задач – максимум класс 5, если у ребенка в этом возрасте нет логики, то и дальше она не появится, а сложных вычислений и умозаключений вовсе не требовалось.

2. В первом задании задумка хороша – есть вопрос, к нему 3 варианта ответа, правильный вариант приведет к следующему вопросу, неправильный заведет в тупик. Если игра для взрослых, зачем нужно было пронумеровывать вопросы? Даже 8-летнему ребенку понятно, что если, отвечая на вопрос №4, он пришел к следующему вопросу №6, то это неправильно, и надо поискать №5. И еще было бы неплохо (именно для детей) предусмотреть возможность записи в лист заданий правильных ответов, потому что вопросы-то были интересными, и хотелось бы, чтобы у ребенка отложилась информация.

3. Совершенно непонятно, на кого был рассчитан вопрос о содержании книги. Вряд ли кто-то из взрослых (если, конечно, не читал недавно книги своему ребенку) сможет на него ответить. Или это был намек на местный магазинчик, где имеются, в том числе, и книги, в которых можно найти искомое, а заодно что-нибудь приобрести? На мой взгляд, куда логичней было бы задать вопрос о содержании экспозиции.

В общем, квест нас сильно не впечатлил, хотя какое-то удовольствие от игры мы с дочерью получили. Приятно было получить симпатичный сертификат (его выдают всем командам, независимо от результата).

Подводя итоги похода на выставку, мы с дочерью постановили:
- посетить мероприятие однозначно стоило (хотя я и солидарна с предыдущими авторами отзывов – цены завышены) ;
- перед визитом хорошо было бы почитать книгу (дочь читает после посещения, но проснувшийся интерес – уже замечательно) ;
- экскурсия обязательна – это самое яркое впечатление от увиденного и услышанного, только приходить на всякий случай следует пораньше;
- квест особо не интересен, но пройти разочек можно, поскольку стоимость игры уже включена в плату за входные билеты;
- выставка предназначена для детей от 7 -8 лет, знакомых с произведением Льюиса Кэрролла.

Особняк Салтыковых-Чертковых ежедневно принимает посетителей выставки, устроенной в честь 150-летия «Алисы в Стране чудес». Место выбрано не случайно, есть предположение, что сам Льюис Кэрролл во время своего визита в Россию посещал библиотеку, располагавшуюся здесь в конце XIX века.


На время выставки этот особняк превратился в настоящий иллюзорный мир: кинетические чаши вместо люстры, которые излучают волшебный свет, гигантский воздушный шар и самый большой в Европе калейдоскоп.


В Готическом зале особняка в мультимедийном формате представлены все канонические иллюстрации к «Алисе» от Джона Тенниела (1864 год), инсталляции по мотивам витражей, украшающие часовню в деревне Дарсбери, (место, где родился автор). В «комнате сновидений» можно увидеть первую экранизацию сказки, вышедшую в 1903 году.


Здесь скучать не придется ни детям, ни взрослым. Маленькие гости смогут развлечься самостоятельно: побывать внутри зеркальной капсулы и заглянуть в калейдоскоп-гигант. Родители в это время смогут выпить чаю с капкейками или посетить бук-маркет, где собраны практически все издания «Алисы».


Каждый час на выставке проходят интерактивные экскурсии. Кроме этого, в в 16:00 и 20:00 гости смогут принять участие в квестах «Алиса в Стране загадок» или «Бал призраков в Викторианской Англии», а по выходным - в квесте «Сколько конфет украл Валет» (продолжительность - 1 час; стоимость квеста входит в цену входного билета).

Дом Черткова. Интерьеры. Улица Мясницкая д.7 – довольно известный в Москве адрес. Здесь уже более 200 лет стоит усадьба Салтыковых-Чертковых. Старинный особняк, выходящий фасадом на одну из радиальных улиц, не менее примечателен,чем на или Английский клуб на Тверской. Дом Чертковых выделяется из окружающей застройки симметричным фасадом ярко-голубого цвета и эклектичной отделкой.

Музей Черткова. Интерьеры

Чтобы рассмотреть особняк, нужно перейти на чётную сторону Мясницкой, тогда глаз охватит его целиком. Обещаю представить снимок дома по окончании очередных работ по “благоустройству”. Немного задерживаюсь у главного входа

и снимаю одно из крыльев особняка с парадным подъездом в прямом смысле слова, иначе говоря с пандусом для въезда экипажей прямо к главному входу.

Не буду томить читателя у дверей и заставлять рассматривать детали внешнего убранства особняка. Летом 2015 года была возможность заглянуть внутрь дома Черткова. (Будем надеяться, что двери особняка будут чаще открыты для посетителей). В особняке проводилась выставка в честь 150-летия знаменитого произведения Льюиса Кэррола “Алиса в стране чудес”. Почему для юбилейной выставки выбрали именно усадьбу Салтыковых-Чертковых? Да потому, что этот дом стал одним из московских адресов “отца” Алисы, самого Льюиса Кэррола, то есть Чарльза Лютвиджа До́джсона, когда он путешествуя по России приехал в Москву.

Музей Черткова. Выставка “Алиса в стране чудес”

Скажу честно, что я пришла смотреть отнюдь не на выставку. Меня интересовало внутреннее убранство особняка. Но получилось так, что интерьеры дома Черткова я увидела именно в свете этой экспозиции.

Едва переступив порог, обращаю внимание на аванзалу дома Черткова. Тянусь к фотоаппарату и вспоминаю о формальностях. В передней устроена касса по продаже билетов. В выходные дни взрослый билет стоит 600 рублей, детский – 400 (для детей старше 3-х лет), есть семейные билеты. В будние дни билеты стоят на 50 рублей дешевле. В стоимость билета входит экскурсия. В начале каждого часа к посетителям выходит экскурсовод и ведёт их в небольшое путешествие – по дому и по выставке.

Можно ли идти самому, без экскурсовода? Пожалуйста! Фотографировать? Сколько угодно! Только нужно решить, куда сначала идти – направо, налево или прямо. Что делает благочестивый посетитель? Конечно, он идёт направо! Послушно предъявляет свежекупленный билет и сразу попадает в страну чудес.

Чашечка впечатляет! Сахарку тоже не пожалели! 😉

Я поднимаю глаза и вижу, что в этом небольшом помещении сохранилась роспись потолка. Новомодный (или сказочный) абажур если и не очень гармонирует с лепниной, то и не шибко её портит.

Широкая лестница сразу приглашает вас подняться на второй этаж. Наберитесь терпения, подождите, пока разойдутся все желающие сделать себяшку у зеркала. Вы будете вознаграждены улыбкой чеширского кота!

Не буду ворчать по поводу огромного шара-светильника, который не даёт как следует рассмотреть лепнину первого зала на втором этаже.

На выставке такие предметы смотрятся вполне логично. Представлю ещё пару люстр.

Теперь хорошенько рассматриваю стены и потолок следующей комнаты. Как и положено в старинных городских усадьбах, комнаты в особняке Черткова расположены анфиладой, то есть следуют одна за другой. На стенах сохранилась лепнина, полуциркульные окна соответствуют её арочным мотивам.

В этой почти пустой комнате установлен огромный калейдоскоп. Помните, у большинства из нас в детстве была такая игрушка? (Как было интересно залезть внутрь, добавить несколько стёклышек из сломавшегося калейдоскопа и ахать от красоты сменяющихся картинок). На выставке “Алиса в стране чудес” можно вспомнить, как долго мы могли наблюдать разноцветные орнаменты.

Заглянем внутрь?

Музей Черткова. Интерьеры. Белый зал

Следующий зал в рамках выставки называется тронным. Есть желающие почувствовать себя в роли Пиковой дамы (королевы Виктории)? Тогда выбирайте чёрный трон.

Я бы назвала помещение Каминным залом, хотя в “умной книжке” он назван Белым. (Источник: А.П.Шикман “Улица Кирова, 7, М., “Московский рабочий”, 1989 г.) Это гостиная отделана в стиле Людовика XV. Фантастический камин изображает не то подводное царство, не то сказочный лес.

Из древесных ветвей (а может причудливых водорослей) выглядывают сатир и нимфа.

Владелец особняка заказал этот камин самому Михаилу Врубелю. Мастер выполнил его в 1897 году.
В гостиной великолепно сохранился лепной плафон.

Его украшения достойны внимания. На карнизе и в углах резвятся игривые амурчики со стрелами и очень внимательно высматривают свою будущую жертву.

Дом Черткова. Интерьеры. Диванная гостиная

За каминным залом находится небольшая комнатка. Она могла служить диванной или курительной. Свет в ней немного приглушён. На большом экране показывают одну из первых экранизаций “Алисы в стране чудес”.

Обратите внимание, что лепнина на потолке сохранилась в превосходном состоянии.

Через ещё одну небольшую комнату мы попадаем в огромный светлый холл. Скорее всего, именно этот зал был главным помещением Чертковской библиотеки. Увы, интерьеры здесь не уцелели. Зато маленьким посетителям выставки можно в полной мере проявить своё творчество и удовлетворить жажду движения!

Эта современная комната вряд ли бы заинтересовала меня, если бы не…. призывно открытое окно. А из него – виды на парадный фасад дома. Забаррикадированный от юрких малышей проход к окну – не препятствие.
– Можно?
– Ну…. мы там загородили от детворы… Вы потом поставите на место?
– Что за вопрос!
Довольная, с уловом пары редких ракурсов я восстанавливаю нарушенный порядок. Какие кадры получились? Не густо, но игра стоила свеч!

До кучи – “благоустройство” на Мясницкой.

Возвращаясь назад, снова иду через Белый (Каминный) зал и не могу отказать себе в ещё одном снимке.

Музей Черткова. Интерьеры. Гостиная

Сворачиваю влево и попадаю в комнату, от пола до потолка отделанную резными деревянными панелями.

Если бы я не видела других подобных интерьеров, украшенных не просто резьбой по дереву, а деревянным кружевом (самый роскошный из них находится в замке Глубока над Влтавой в Чехии), моё восхищение убранством этой комнаты оказалось бы несравненно больше.

Такой интерьер – дань моде XIX века. В ту пору в отделке залов широко использовались различные породы дерева, мастера позапрошлого века создавали потрясающие произведения из этого интересного и податливого материала.

Подозреваю, что разностильные интерьеры особняка Салтыковых-Чертковых созданы в рамках Архитектурно-художественной выставки, которая проходила в доме в 1897 году. Посетителям показывали различные интерьеры, которые вошли в моду во второй половине XIX века.

Для выставки “Алиса в стране чудес” в деревянном зале установили спортивные тренажёры. В центре висит огромный гамак, куда можно забраться по деревянным ступенькам. На лошадке можно покачаться даже взрослым, что они охотно делают. Под гамаком так уютно и призывно расстелены маты, что посетители с удовольствием растягиваются на мягкой поверхности.

На обратном пути я ещё раз задерживаюсь в “калейдоскопной” комнате второго этажа. Окна в ней закрыты непрозрачными панелями, создающими таинственный полумрак. Маленькую гостиную освещают огромные вращающиеся светильники.

Я задерживаюсь, чтобы получше рассмотреть лепнину в простенках окон.

Замечаю ещё одно небольшое помещение с интересным плафоном.

Дом Черткова. Интерьеры. Готический зал

Снова возвращаюсь к лестнице, намереваюсь спуститься вниз, но замечаю приглушённый свет из дверей угловой комнаты и слышу тихую музыку. Направляюсь туда и замираю… Несколько раз примериваюсь фотоаппаратом и в видоискатель вижу, что фрагментарные снимки не передадут общего впечатления от готического зала. Включаю видео и медленно обхожу зал.

Готика – это снова дань эпохе историзма, моде XIX века. Сначала в викторианской Англии, а затем и повсюду в Европе люди вновь увлеклись готической архитектурой. Неоготика покорила сердца многих состоятельных господ. В особняке Салтыковых-Чертковых тоже появился подобный зал.

Для выставки “Алиса в стране чудес” в Готическом зале установлен огромный экран, где показывают иллюстрации к знаменитой сказке Льюиса Кэрролла. Не пройдите мимо интересного импровизированного домика.

Загляните в окошко. Правда, чудесно?

Из Готического зала совсем не хочется уходить. Я, на всякий случай, снимаю все оконные витражи.

Захватываю фрагменты плафона.

И “выныриваю” из неоготики… Чтобы оказаться среди восточных арабесок!

Дом Черткова. Интерьеры. Мавританская комната

Снять видео здесь не удалось, в Мавританскую комнату всё время заходили посетители. Посмотрим на её фрагменты.

“Мавританская комната” – современное название гостиной. В каталоге архитектурно-художественной технической выставки зал упомянут как “Арабская курильня”. Как и в Готическом зале, интерьеры этой комнаты отделаны в чрезвычайно популярном в конце позапрошлого века “восточном вкусе”. Вспомните хотя бы особняк Арсения Морозова на Воздвиженке. Неомавританский стиль нашёл отражение и в литературе, и в архитектуре, и в живописи, и в костюме. Мавританская комната сплошь покрыта узорами по мотивам искусства каллиграфии мусульманских народов – арабесками, составленными из геометрических и растительных орнаментов с включением арабской вязи.

После Арабской курильни остальные комнаты первого этажа воспринимаются несколько бледновато. Особенно, в сочетании с современным антуражем. Большой холл (я бы назвала его приёмной) напротив главного входа занят книжным магазином. Красивая лепнина плафона словно спускается вниз, продолжается на стенах и в пространствах между окнами. Скруглённые спинки диванов, овальный стол посередине вторят круглому плафону потолка и полуциркульным завершениям оконных проёмов.

Дом Черткова. Интерьеры. Холл

Из холла-приёмной можно попасть в Мавританскую комнату (направо) и в кафе (налево). В помещении кафе глаза опять скользят вверх, задерживаясь на оригинальном орнаменте плафона.

Дом Черткова. Интерьеры. Второй этаж

Планировка первого этажа повторяет структуру второго (или наоборот 🙂) – здесь та же анфилада залов.

В каждом из них собраны артефакты, имеющие отношение к сказке Льюиса Кэрролла и, одновременно, реквизиты для ролевых снимков. Скажем, можно забраться в бумажный кораблик, приложить руку к фуражке козырьком ко лбу и сделать вид, что ты капитан корабля!

Не желаете ли подняться на огромный стул и вознестись над букетом цветов? Только вначале не забудьте последовать совету “съешь меня” или “выпей меня” (точно уже не помню 🙂).

В импровизированной чайной комнате вам предложат фотосессию с переодеванием. Во всяком случае, Болванщик уже здесь. Присмотритесь и Вы найдёте Мартовского Зайца.

В большом угловом зале предлагается побродить в саду Алисы. И посмотреть на потрясающие фотографии. Например, вот такие.

Эти чудесные снимки делает компания КиндерФото.

А где же чеширский кот? Неужели только одна отражённая в зеркале улыбка и осталась? Нет, он и сам притаился в маленькой тёмной комнате. Заметили его на дереве?

Какой же из них настоящий? Может быть этот?

Уже на выходе снимаю фрагменты лепнины парадной аванзалы.

До свиданья, Алиса, до свиданья, дом Черткова! Я бы хотела, чтобы выставку продлили (она действует до 7 сентября 2015 г.). Или устроили ещё какую-нибудь. Я бы непременно вернулась сюда. (А заодно и поправила бы неточности в статье, боюсь, что перепутала фотографии интерьеров 🙂)

Музей Черткова. История. От касимовских царевичей до Долгорукова

В заключение – небольшая теоретическая часть. Не буду переписывать сведения об истории владельцев этого особняка. При запросе “Дом Черткова” или “Особняк Салтыковых-Чертковых” поисковики предложат вам десятки достойных статей, где изложена долгая и славная история дома. Кратко приведу некоторые любопытные факты особняка на Мясницкой, д.7.
– Каменный особняк на месте деревянных построек выстроен на месте современного дома потомками ханов Золотой Орды, касимовскими царевичами. Их род пресёкся в XVIII веке.
– Следующим владельцем дома был князь Алексей Григорьевич Долгоруков. Тот самый, что сумел сыскать расположение всесильного А.Д.Меншикова. По его протекции А.Г.Долгоруков стал воспитателем юного императора Петра II. Опале Меншикова в значительной степени способствовал протеже Светлейшего, наш герой, князь Долгоруков. Он намеревался стать тестем императора, его дочь Екатерина стала невестой малолетнего царя. В дальнейшем Долгоруков сполна убедился в капризности Фортуны. Князь выступил против избрания на престол курляндской герцогини Анны Иоанновны. Как известно, такое не прощается и Алексей Долгоруков не по своей воле отправился…. в Берёзов, прямо “в гости” к уже усопшему Александру Данилычу, где и окончил свои дни.

Музей Черткова. История. Салтыковы

– С 1742 года особняк перешёл во владение действительного статского советника Н.П.Салтыкова.
– Пожар 1812 года обошёл стороной дом на Мясницкой. По непроверенным данным (сведения взяты со стенда в доме Черткова) в особняке на две ночи останавливался сам французский император Наполеон I Буонапарте.
– В 1826 году каменный особняк с двумя двухэтажными флигелями оценивался в сумму 150 000 рублей.

Музей Черткова. История. Чертков. Дом Черткова. Интерьеры

– С 1831 года владельцем дома стал московский губернский предводитель дворянства, полковник в отставке Александр Дмитриевич Чертков. Историк, археолог, участник войны 1812 года, он собрал уникальную библиотеку и охотно предоставлял книги в распоряжение любому, кому они были необходимы. Его дом стал центром культурной и научной жизни Москвы.
– В 1863 году, сын А.Д.Черткова, Г.А.Чертков, по завещанию отца, открыл в доме публичную библиотеку.
– В 1871 году Московская Дума приняла библиотеку в собственность города. За ней сохранилось имя А.Д.Черткова. Книги и фонды перевезли в Румянцевский музей.

Музей Черткова. История. Другие владельцы. Дом Черткова. Интерьеры

– В 1873 году владелицей особняка стала княгиня Наталия Гагарина, родственница Чертковых.
– Особняк сдавался в аренду частным лицам и различным обществам. В разное время здесь размещались Архитектурное общество, Общество любителей садоводства, Общество истории и древностей российских, Общество русских врачей, книгоиздательство братьев Салаевых, книжный магазин А.А.Карцева, Московский литературно-художественный кружок. Последний объединил цвет московской интеллигенции. В одном из крыльев дома Черткова со стороны Милютинского переулка находился магазин семян “Иммер Эрнест и сын”. Известно, что А.П.Чехов закупал в нём семена для усадьбы Мелихово.
– В 1880 году дом с торгов приобрела купчиха Клавдия Никоновна Обидина. Она сдавала помещения в аренду, магазины продолжали торговать, общества – заседать.
– В 1897 году при деятельном участии Р.И.Клейна в доме Салтыковых-Чертковых открылась архитектурная выставка.
– В 1899 году Ф.О.Шехтель художественно оформил главную лестницу дома. В этом же году в доме разместились Литературно-Артистический клуб и Литературно-Артистический кружок, о которых замечательно рассказал В.А.Гиляровский.
– Последним владельцем дома (с 1907 г.) стал Густав Андреевич Кеппен. Кеппен намеревался снести особняк и построить на его месте доходный дом. Этим планам помешала I Мировая война.

– В советский период истории дома здесь размещались разные организации и общества, в том числе общество “Знание”.
– В доме снимали эпизоды фильмов “Возвращение Максима” (Б.П.Чирков и М.И.Жаров играли в нём на бильярде) и “Семнадцать мгновений весны” – здесь записали сцену сепаратных переговоров в Берне, дом Черткова сыграл роль особняка американской миссии в Берне (актёры – В.И.Гафт, В.С.Лановой, А.С.Эйбоженко, В.А.Шалевич).

Данные по истории особняка взяты из брошюры А.П.Шикман “Улица Кирова, 7, М., “Московский рабочий”, 1989 г. серии “Библиотека московского дома”.

- Куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть?
- А мне все равно, только бы попасть куда-нибудь.
- Тогда все равно, куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь.

«Приключения Алисы в Стране чудес» © Льюис Кэрролл

Как провести выходные в кругу семьи, чтобы было красиво, необычно и интересно? Не знаете ответа? Тогда Белый Кролик с превеликим удовольствием отведет вас в Страну чудес . Она реальна и находится не за тридевять земель, а в самом центре Москвы - в особняке Салтыковых-Чертковых, метро Лубянка.

Именно там с 29 мая по 1 октября проходит выставка, посвященная 150-летию кэрролловской «Алисы в Стране чудес», которая со своего выхода в свет в 1865 году стала второй по популярности книгой после Библии.

Внутри старинной усадьбы ожили герои книги, унося зрителей за собой, в волшебный мир фантазий известного английского писателя. С самого начала вы наткнетесь на зеркало, из отражения которого вам будет улыбаться Чеширский Кот, а дальше можно будет через маленькую дверцу попасть в домик Белого Кролика. Затем вы увидите самый большой в Европе калейдоскоп и сможете изучить его огромную зеркальную призму, чтобы понять принцип работы устройства.

Потом будьте осторожны, ведь вы окажетесь в тронном зале королевы!


Но не бойтесь, здесь она не такая суровая, как в книге. Вы сможете посидеть на тронах и даже примерить короны правительниц Страны чудес. Также можно будет полюбоваться скелетом Бармаглота, а затем сбегать на лужайку самой Алисы.

Выставка рассчитана как на взрослых, так и для детей. Юные посетители могут порезвиться: к примеру, пожить в домике Шалтая-Болтая или же научиться играть в крокет, представив себя участником игры Алисы с Червонной королевой. Каждый посетитель может принять участие в квесте «Алиса в стране загадок», который проходит по пятницам и субботам.

Воссоздать волшебную атмосферу книги помогли инсталляции по мотивам оригинальных витражей английского художника Джеффри Вебба, которые украшают часовню в Дарсбери графства Чешир. А офорты Анастасии Захаровой заставят даже искушенного зрителя восхититься старинной техникой нанесения рисунков. Кэрролловских героев Анастасия изобразила в стилистике «Желтой подводной лодки» Beatles, ведь «Алиса…» была любимой книгой группы. В зале с офортами можно послушать песни известной английской четверки.

Место для проведения выставки выбрано неслучайно. Льюис Кэрролл всю свою жизнь провел, не покидая родной Англии. Исключение он сделал для России, посетив знаменитую библиотеку в особняке Черткова на Мясницкой. Спустя полтора столетия именно здесь открылась выставка, посвященная его «Алисе».

Как же появилась маленькая Страна чудес в самом центре Москвы? Корреспондентам Artifex Анжелике Аликберовой и Владу Чермышенцеву удалось узнать это у Марии Милютиной , куратора выставки «Алиса в Стране чудес».

Artifex: Выставка посвящена 150-летию выхода книги «Алиса в стране чудес», как появилась идея таким образом отметить эту дату?

Случайно. Мы сначала хотели сделать выставку, а потом с удивлением для себя обнаружили, что сказке 150 лет. Это удивительное совпадение. Поэтому ничего не делали специально, просто нам нравилась эта безвременная тематика. А тут еще и такое удачное обстоятельство, что в этом году юбилей.

Ведь на самом деле дат, которые можно отмечать по Алисе, миллион. Например, официальная дата - это 4 июля 1865 года, когда вышла книга, но придумана сказка была в 1862 году. А в 64-м появилась легендарная тетрадка Льюиса Кэрролла, с которой все началось: он записал сказку в тетрадку, нарисовал картинки и подарил Алисе на Рождество. В 1865 году книга увидела свет благодаря издателю Александру Макмиллану, а спустя восемь лет Льюис Кэрролл написал уже версию для малышей. Спустя еще четыре года была наконец-то издана эта легендарная тетрадка. То есть «Алиса…» - это череда дат, каждая из которых бесконечно много значит. В любой год можно что-нибудь отметить, но нам повезло именно со 150-летием.

Artifex: А вам самой нравится «Алиса…»?

Да, нравится, иначе бы я и не взялась за проект, потому что мы себя балуем − беремся только за то, что нравится сначала нам.

Artifex: По какой части Страны чудес вы бы хотели провести своих посетителей?

Мне бы хотелось реконструировать все путешествие Алисы. Но есть определенные трудности в реализации проекта, и не всегда может получиться так, как задумываешь. Нашей изначальной идеей была реконструкция эпизодов пути героини. Но пространство и время диктуют свои законы. Финансы, пожелания, аудитория - миллион разных составляющих.

Artifex: А сколько людей уже посетило выставку?

Мы пока точный подсчет не проводили, но порядка 30 - 40 тысяч человек выставку все-таки посмотрели. Наша аудитория - это семья, преимущественно детская ее часть. Но буквально через две недели работы выставки мы поняли, что к нам пошла молодёжь, для нас это был приятный сюрприз.

Artifex: Почему именно молодёжь пошла?

Потому что ей не хватает волшебства и сказки.

Artifex: Какой экспонат больше всего нравится посетителям?

Аудитория обожает наш воздушный шар. Хотя он не имеет особого отношения к Алисе: это просто символ чуда, полета, возможности переброситься в другую реальность. Ведь в «Алисе…» главное чудо - переброс в другой мир. У Кэрролла он произошёл через сон и через кроличью нору, а, например, у того же − через скакалку. Ему не нужно было специально засыпать и видеть какого-то кролика, собственное воображение уносило его далеко-далеко, когда он просто прыгал через скакалку. Страна чудес повсюду, нужно только внутри себя ее возбудить.

Artifex: Какого героя сказки вы бы поставили себе в помощь?

Шляпника, наверное. Он ярок, умен. Ну, и предполагается практически достоверно, что это реальный персонаж. Безумный профессор Теофилиус Картер, друг Льюиса Кэрролла, жил недалеко от Оксфорда и славился безумными изобретениями, например, кроватью-будильником. Будильник звонит, кровать нас подбрасывает, мы падаем на пол и просыпаемся.

Гениально! Производителей, к сожалению, не нашлось, но изобретение было признано во всем Оксфорде. Все знали этого математика, он всегда ходил в цилиндре с легендарной бумажкой, с которой потом изображались все Шляпники. Это ценник в 10 шиллингов и 6 пенсов. Так как этот человек был безумен, он воспринимал ценник как украшение. В память о Картере всем Шляпникам потом пририсовывали этот ценник.

А наш Шляпник своеобразный, у него нет ценника. Как утверждает иллюстратор Анастасия Захарова, ценник находится с обратной стороны. И наш Шляпник - это Джон Леннон, потому что это его любимая сказка, а Шляпник - любимый персонаж.

И еще один очень интересный момент – история безумия в сказке – это путеводная красная нить. Сам Чеширский Кот говорит, что «все мы здесь безумны». И если уж ты попал в Страну чудес, то априори безумен.



Artifex: Скажите, а вы с командой художников и организаторов прониклись этим кэрролловским безумием?

Конечно, прониклись. Поэтому готический зал мы оформили пятью витражами Джеффри Вебба, к сожалению, не оригиналами. А сначала мы, вообще, хотели оставить эти ниши пустыми, но неожиданно пришла идея с витражами. И они очень прижились, как будто зал был создан для них. А ведь зал действительно в стиле новой готики, готика - любимейший стиль викторианцев, и Алиса - шедевр именно Викторианской эпохи.

Artifex: По какому принципу вы отбирали инсталляции?

Принцип только эмоциональный - нравится или нет, имеет ли отношение, зажигает или не зажигает. Анастасию Захарову мы пригласили, потому что она молода, и интересно, как молодой художник чувствует тему спустя 150 лет. Карта планеты чудес, настольная игра, офорты, Леннон - это ее , очень любопытные. Один офорт она сделала яркими гелевыми ручками на куске обоев из своей детской комнаты. Вот такое совмещение техник XVI века с поп-артом, стилистикой 60-х, ведь она жуткая битломанка. А для нас это ценно, потому что Алиса была любимой сказкой Beаtles.

Artifex: Вы говорили, что при создании вас ограничивало пространство. Почему вы выбрали именно этот особняк?

Я не могу сказать, что мы его выбрали, это здание к нам пришло. Мы рассматривали другие площадки. Особняк появился в последний момент. Здание очень древнее, здесь фундамент еще со времен Ивана Грозного, но то, что мы сейчас видим, было создано в XIX веке. Внутри очень много стилей: от второго рококо до модерна, мавританского стиля, новой готики, промышленного дизайна. Жизнь преподнесла нам большой сюрприз - Кэрролл бывал в этом здании. Это было его единственное путешествие за границу, он всегда мечтал посетить Россию − самую загадочную страну на его взгляд. И в ходе своего визита побывал в этой библиотеке. Причем как писатель здесь он был совершенно неизвестен, хотя в Англии и Америке в то время был дико популярен.

Artifex: Спасибо вам за интереснейший разговор и за возможность окунуться в Страну чудес!

Поделиться