Этические и правовые стандарты в предпринимательской деятельности. Предпринимательская этика и этикет. Сущность культуры предпринимательства

    Культура предпринимательства - элемент предпринимательской деятельности.

    Этика предпринимателя. Формирование предпринимательского имиджа. Этикет предпринимателя.

Литература:

    Томилов В. В. Культура предпринимательства. –М.: Инфра-М. -2007.

    Лапуста М.Г. Предпринимательство. Учебник. М.: ИНФРА-М, -2008.

    Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник для вузов.-М.: ИНФРА. - 2006.

    Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Митрофанова Т.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», -2008.

    Рубин Ю.Б. Основы бизнеса. – М.: Маркет ДС. – 2008.

    Чеберко Е.Ф. Теоретические основы предпринимательской деятельности. Курс лекций – СПбГУП. - 2009

    Мау В., Сеферян А. Бизнес-образование рубежа веков: вызовы времени и тенденции развития. //Вопросы экономики. -2007. -№10.

1. Культура предпринимательства - элемент предпринима-тельской деятельности.

Реализуя себя в качестве предпринимателя любой человек имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми – руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. От того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация, авторитет и соответственно успех дела.

Предпринимательство – это не только профессия, призвание или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство – это культура.

Культура предпринимательства – это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с действующими правовыми нормами. Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

В целом под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность.

Вторым элементом – строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок.

Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству – это действительно ведущий признак культуры предпринимательства.

Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами. А также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, ответственность предпринимателей, сам предприниматель и его корпоративная культура.

Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие как культура.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело осуществляют законный бизнес и получают доход на законных основаниях.

Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы. Общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса.

Предпринимательская этика – одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства. Этика вообще – это учение и практика поведения индивидуумов в соответствии с идеями о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступления от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.

Правовые нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и другими нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства являются не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики.

Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с обще этическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, самолюбие, коварство, месть и пр. Такое неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая должна базироваться на общечеловеческих, гуманных принципах честного предпринимательства в противоположность незаконному, некомпетентному бизнесу.

На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителем, обществом.

Этические нормы в деятельности предпринимателя распространяются и на предприятие (фирму), которым он руководит, собственником которого является. Фирма – это на просто экономический субъект, не просто дело, не просто место работы. Для делового, творческого, трудящегося человека фирма – это жизненное благо, которым необходимо дорожить. Поэтому фирма должна быть такой, чтобы любой ее работник, любой партнер имел удовлетворение от деловых контактов с ней и с ее сотрудниками. Поэтому в основе внутрифирменной этики должен находиться принцип: репутация фирмы выше любой выгоды.

Формируя в себе предпринимательские свойства, любой человек не должен забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, вырабатывать свой цивилизованный стиль поведения, непременно благородный образ, имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и удовлетворение от деятельности.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, реализующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми с кем предпринимателю приходится контактировать не только при осуществлении бизнеса, но и в любой жизненной ситуации.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

    Правила представления и знакомства;

    Правила проведения деловых контактов;

    Правила поведения на переговорах;

    Требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

    Требования к речи; культуру служебных документов.

В современном предпринимательстве выделяют три составные части: личность предпринимателя, условия предпринимательства, этикет и этику предпринимательства.

Ключевая фигура современного бизнеса – предприниматель с его готовностью идти на риск, с настойчивостью, с его раскованностью в принятии управленческих решений, с жаждой свободы, с его нестандартным мышлением. Однако у деловых людей всего мира существует строго понятие деловой этики, этикета и обязательности. Прослеживается четкая закономерность: чем выше образовательный и культурный уровень народа, чем больше развита экономика, тем меньше в нем элементов недобросовестности, нечестности, невежливости в отношениях между людьми. Поэтому главным условием на пути к цивилизованным рыночным отношениям, является движение к честности и порядочности в бизнесе.

Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Правовые нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и другими нормами, нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры. Правда, можно утверждать, что все, что сделано по закону, не всегда является этичным. Но что делать обществу? Нужно вносить предложения по изменению законов, например налогового законодательства, так как число налогов, налоговые ставки являются тормозом развития предпринимательства.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, складу души, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, поэтому государство и защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом.

Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Исследователи этики предпринимателей сформировали общие этические нормы цивилизованных предпринимателей, которые можно свести к следующему:

    он убежден в полезности своей деятельности не только (и не столько) для себя, а для других, для общества;

    исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

    верит в свой бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

    уважает себя как личность, а любую личность - как себя;

    уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

    доверяет не только себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

    ценит образование, науку и технику, культуру, соблюдает экологические нормы;

    стремится к внедрению нововведений;

    не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;

    терпим к недостаткам других людей;

    согласовывает цели с личными целями сотрудников;

    никого не унижает;

    имеет бесконечное терпение.

Предприниматель должен создавать свой имидж, соблюдать предпринимательский этикет . Он должен ясно осознать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность абсолютно необходимы не только для «умения вести себя в обществе», но и для обыкновенной жизненной позиции. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Необходимо иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от своей деятельности.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать правила представления и знакомства; правила проведения деловых контактов; правила поведения на переговорах; требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде; требования к речи; культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

Вопросы для самопроверки

    Что такое культура предпринимательства?

    Назовите составные элементы культуры предпринимательства

    В чем состоит содержание культуры предпринимательской организации?

    Что такое предпринимательская этика?

    Что понимается под деловым этикетом?

Этика - система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом.

Этика деловых отношений - это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. В нее входят:

  • · этическая оценка внутренней и внешней политики организации;
  • · моральные принципы членов организации;
  • · моральный климат в организации;
  • · нормы делового этикета.

В каждой компании имеется определенная система общепризнанных нравственных процедур (норм, ценностей, знаний), обязательных для всех участников предпринимательской деятельности. Ядро корпоративной этики формируется основателями организации и непосредственно связано с их жизненным опытом и мировоззрением. Репутация и авторитет руководителя, эффективность его работы воспринимается подчиненными как данность, и они, в той или иной мере, начинают подражать ему. Любой человек, решивший стать предпринимателем, то есть начать свое дело, войти в мир бизнеса, уже только по этому является личностью неординарной. И качества этой личности начинают реализовываться, проецироваться на создаваемую им предпринимательскую организацию. Именно в человеческом взаимодействии и формируются корпоративные этические ценности.

Этика национального хозяйствования формируется совместными усилиями в сфере государства, деловых кругов, профсоюзного, гражданского общества и церкви.

Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей, или высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение. Существует еще множество определений, однако по сути, они сводятся к тому, что культура - это понятие, интегрирующее различные аспекты жизни, деятельности, поведения людей, их объединений, общества в целом на определенном историческом этапе своего развития.

Любая культура, в том числе и предпринимательская, содержит два основных аспекта: ценности и процедуры. Ценности - это этические идеалы, качества, являющиеся высшими нравственными категориями. Процедура - это официально зафиксированные и не писаные правила поведения, основанные на указанных ценностях.

В настоящее время используются термины «культура предпринимательства», «культура предприятия (фирмы)», «хозяйственная культура», «корпоративная культура», «организационная культура». Все это идентичные понятия, под которыми понимается духовная жизнь людей в предпринимательской среде, в организации, их идейное нравственное состояние, ощущения, мышление и действия.

Хозяйственная культура - это как бы проекция экономики на сферу культуры; верно также обратное утверждение, согласно которому она является проекцией культуры на сферу экономики. Другими словами, культурная компонента экономической деятельности (хозяйственная культура) неотделима от самой этой деятельности, является ее необходимой предпосылкой и способна активно воздействовать на нее, усиливая или замедляя развитие экономики. По отношению к хозяйственной деятельности культурная среда подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов хозяйственной деятельности.

Внутренняя культурная среда относится к микросреде субъекта хозяйственной деятельности и имеет отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.

Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана. Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся сово-купность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса. Бизнес-культура - культура ведения бизнеса: культура как отдельной организации, так и страны в целом. С течением времени всеобщая бизнес культура приобрела общие черты, включающие в себя следующие компоненты: Всегда выполнять свои обязанности на высочайшем уровне компетентности. Брать на себя инициативу и идти на риск. Приспосабливаться к переменам. Принимать решения. Работать в команде. Быть открытым для информации, знаний или новостей о грядущих или актуальных проблемах. Доверять и быть достойным доверия. Уважать других (клиентов, поставщиков, коллег), а также самого себя. Судить и подвергаться суду окружающих, вознаграждать и быть вознагражденным в зависимости от результатов. Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно ведущий признак культуры предпринимательства. Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др. Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства. Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях. Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.


Предпринимательская этика Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведе-ния людей. Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпри-нимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществ-ления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу. Всем хорошо известно, что отношения между людьми могут существенно влиять на степень этичности поведения. То, что мы никогда не сделали бы в отношении друзей и знакомых, часто, не задумываясь, позволяем себе в отношении незнакомцев. Конечно, нравственный человек должен одинаково корректно, доброжелательно, честно и беспристрастно относиться ко всем людям. Характер межличностных отношений может как повышать, так и понижать нравственный уровень поведения. Создавая здоровую атмосферу в организации, поддерживая дух товарищества и взаимопонимания между коллегами, руководство может управлять уровнем нравственного сознания в коллективе. Предприниматель, начинающий свое дело ради того, чтобы обеспечить существование, разбогатеть, достигнув этой цели, нередко работает уже ради самого дела, а не прибылей, которые становятся олицетворением успеха, возвышающего человека в обществе и доказывающего важность затеянного им дела. Предприниматель может задаться высокими целями: дать заработки населению, обеспечить страну продуктами, освободить ее от экономической зависимости. Отрицательная мотивация губительна для любого индивида, а для бизнесмена особенно. Неудача со всеми ее последствиями постоянно рисуется в мыслях; нарастает страх; вся энергия уходит на то, чтобы избежать неудачи, не понести ущерба. Поэтому ради достижения цели бизнесмен должен настроить себя на успех, мыслить позитивно. Многие исследователи солидарны в том, что культура отечественного предпринимательства еще не сформирована, но расходятся в этической оценке деловой практики, разделяясь на два лагеря. Представители первого лагеря убеждены, что эпоха «дикого рынка» заставляет каждого предпринимателя заниматься исключительно проблемами собственного выживания, а потому ни о какой экономической культуре и речи быть не может. Противоположная точка зрения заключается в том, что сложились определенные, может быть и несовершенные, принципы поведения предпринимателей, поскольку получить большие прибыли нечестными средствами можно, а вот удержаться в деловой среде человеку с подмоченной репутацией нельзя. Сторонники подобных воззрений ссылаются на то, что русские купцы умели держать слово и упорно отдавали предпочтение товариществам «на вере», вспоминают Морозовых, Строгановых, Третьяковых, Рябушинских, традиции меценатства и благотворительности. Попытки искать корни культуры современного предпринимательства в далеком прошлом, скорее всего, не слишком правомерны, если учесть, что на протяжении последних семидесяти лет планомерно уничтожался генофонд нации. Вряд ли с уверенностью можно утверждать, будто в нашем сознании сохранились духовные начала, заложенные предками. Несформированность деловой этики скорее связано с трудностями становления, в том числе психологическими барьерами, которые воздвигает общество, упорно отказываясь признать предпринимательство общественно полезной деятельностью, а также административными препонами, взяточничеством и неоформленностью юридической базы. Социологи поставили цель – исследовать три важнейших аспекта деловых отношений, каждый из которых представляет одну из наиболее сложных и острых проблем на пути формирования деловой этики: 1. выполнение деловыми партнерами взаимных обязательств; 2. применение силовых методов в деловых отношениях; 3. взаимоотношения с властными структурами и коррупция. Нарушение деловых обязательств – срыв поставок, несоблюдение условий договоров - стало широко распространенным явлением, за которым скрывается как мошенничество, так и элементарная необязательность. Мелкие предприниматели видят в несоблюдении условий договоров одну из основных причин, подрывающих финансовое положение их фирм и влекущих за собой скорое банкротство. Арсенал силовых методов широк, и они встроены как важная часть в механизм контроля деловых обязательств. Профессиональные силовые группы принимают активное участие в выяснении отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами, «выколачивании» долгов. В деловом общении «сверху - вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищено. Отношение руководителя к подчиненным влияет на характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Руководитель должен стремиться превратить свою организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами поведения, приобщать сотрудников к целям организации. Человек испытывает психологический комфорт, когда ощущает себя полноправным членом коллектива. Вместе с тем каждый стремиться быть индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Ростовский государственный экономический университет "РИНХ"

Кафедра истории и теории культуры

на тему:

Этика предпринимательства

Ростов-на-Дону

Введение

Деловой этикет

Заключение

Введение

Среда функционирования предпринимателя - рынок. Но рынок это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Но кроме законов взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписаными законами, то есть этикой предпринимательства . Это понятие намного шире, чем просто неписаные законы взаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой этикет, и умение управлять подчиненными и т.д.

Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми - руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.

Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство - это культура.

Правовые и этические нормы предпринимательства

Этика предпринимательства - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические категории, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.

Правовые нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и другими нормативными актами, невыполнение которых грозит серьёзными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Этика предпринимательства базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общечеловеческими нормами поведения граждан этика предпринимательства неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии этики предпринимательства, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

На формирование этики предпринимательства оказывают влияние формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Этика предпринимательства опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, складу души, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, поэтому и государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наёмными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнёрами, конкурентами, обществом.

Этика предпринимательства проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей. Исследователи этики предпринимателей сформировали общие этические нормы цивилизованных предпринимателей, которые можно свести к следующему:

он убеждён в полезности своей деятельности не только (и не столько) для себя, а для других, для общества;

исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

верит в свой бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

признаёт необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

уважает себя как личность, а любую личность - как себя;

уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

доверяет не только себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

ценит образование, науку и технику, культуру, соблюдает экологические нормы;

стремится к внедрению нововведений;

не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчинённых;

терпим к недостаткам других людей;

согласовывает цели с личными целями сотрудников;

никого не унижает;

имеет бесконечное терпение.

История развития этики предпринимательства в России

Предпринимательская деятельность в России имеет многовековые традиции. Начиналась она с торгового бизнеса. Первые упоминания о купцах, содержащиеся в древнерусских летописях, относятся к X в. В то время купцами называли горожан, занимающихся торговлей. Однако торговлей на Руси занимались не только «купцы», но и «гости» (иностранные торговцы). К концу XII в. торговые люди постепенно обосабливаются в привилегированную группу городского населения, выделяющуюся имущественным положением и пользующуюся поддержкой княжеской власти. В это время в крупных городах возникают первые купеческие сообщества.

Долгие годы на Руси были в основном рынки, где товары не продавались за деньги, а обменивались друг на друга, т.е. сделки осуществлялись на бартерной основе. В различных регионах были разные товары, выполняющие роль всеобщего эквивалента. Лишь в XIV в. появляются первые монеты, то есть деньги для обслуживания торговых сделок.

В 1653 г. был введён первый в России Торговый устав, по которому взамен множества существующих ранее торговых сборов взималась единая, так называемая рублёвая пошлина (по 10 «денег» от рубля продаваемых товаров). «Гости» по этому уставу облагались более высокими пошлинами. По Новоторговому уставу (1667 г.) иностранным купцам вообще была запрещена розничная торговля.

Современные формы рынка стали зарождаться на рубеже XVII-XVIII вв. Бурное их развитие связано было с политикой, проводимой в России Петром I. Например, императором, была введена государственная монополия на «выгоднейшие предметы сбыта». Об этом свидетельствует Указ от 1 января 1705 г., по которому на казну (государство) возлагалась продажа соли, табака, дёгтя, мыла, рыбьего жира, водки, мехов, щетины. В результате этого упали доходы в казну, так как при росте цен в два и более раз сократилось потребление этих товаров.

Тогда было принято решение сократить казённую торговлю и дать волю «всякому человеку промышлять и торговать всякими товарами с платежом надлежащей пошлины». И торговля вновь забурлила. В Петербурге, например, была открыта первая Российская товарная биржа и организована ярмарочная деятельность.

Русские купцы вели активную торговлю со многими странами. Они успешно теснили своих западноевропейских конкурентов на рынках Китая, Афганистана, Турции, Ирана. В начале XX в., например, в Иране до 50% импорта приходилось на долю России.

Широко известны династии коммерсантов Абрикосовых, Алексеевых, Бахрушиных, Боткиных, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых. Они были не только торговцами и предпринимателями, но и крупными меценатами и ценителями культуры. До сих пор существуют созданные на их деньги Боткинская больница, Третьяковская галерея.

В 1912 г. были выработаны принципы ведения дела в России, которые неуклонно соблюдались большинством российских предпринимателей. Среди них:

Уважай власть. Власть - необходимое условие эффективного ведения дел. Во всём должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка на узаконенных эшелонах власти.

Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель обязан быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.

Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создаёт атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всём блеске.

Будь верен слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. Слово делового человека должно цениться неизмеримо выше казённой бумаги с печатью.

Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй, сообразуясь со своими средствами.

Будь целеустремлённым. Всегда имей перед собой ясную цель. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Характерно, что само отношение российского предпринимательства к своему делу, его целям существенно отличалось от принятой на Западе практики. Российские бизнесмены на свою рыночную деятельность смотрели не столько как на источник наживы, сколько на своеобразную миссию, жизненную долю, возложенную на них Богом. Считалось, что богатство дано Богом только в пользование, и Он потребует отчёта. Поэтому российские коммерсанты, промышленники активно опирались на благотворительность, оказывали немалую помощь бедным и убогим. В России вообще не любили богатых людей, в отличие от «культа миллионеров», столь характерного для западных стран. Купеческими организациями, биржами и т.д. руководили не самые богатые люди. На богатеев, наживших состояния за счёт ростовщичества, смотрели особенно косо. Понятия долга, чести российские предприниматели стремились блюсти строго.

В России, в русской культуре традиции частного предпринимательства формировались и развивались в течение многих веков, и были прерваны лишь посленэповской политикой советской власти. Таким образом, можно говорить о разных поколениях российского частного предпринимательства. Сейчас нередко дискутируется вопрос о том, способны ли хоть в какой-то степени современные российские бизнесмены продолжить прерванную линию развития или же они целиком строят свою деятельность в соответствии с новейшими западными (прежде всего американскими) принципами ведения бизнеса.

Некоторые исследователи стремятся обосновать самобытный «русский путь» развития хозяйства, ориентированный на гармонию интересов индивида и общества, разумный достаток и противоположность безудержной жажде обогащения и агрессивному индивидуализму «западного пути». При анализе традиционной российской хозяйственной культуры они делают упор прежде всего на ценности справедливости, моральных стимулов к труду, бескорыстия и взаимопомощи, а также на идеологию нестяжательства, презрения к богатству.

В дореволюционной российской культуре индивидуализм и практицизм играли весьма заметную роль. Стремление к обогащению, наживе выступало существенным мотивом предпринимательской и хозяйственной деятельности для любого российского хозяина. Однако к нормальной предпринимательской деятельности резко негативного отношения не было. Напротив, Россия как бы жила ожиданием «хозяина», трезвого практичного человека, способного создать экономический материальный мир, заставить его продуктивно работать с выгодой для себя и окружающих. Общество испытывало естественное уважение к инициативе, деловой смекалке и справедливой расчётливости, восхищение отлаженным хозяйственным механизмом и приносимым им изобилием.

Бурное развитие предпринимательства в пореформенной России быстро меняло социальную структуру и культуру общества: купечество, а вместе с ним его ценностные ориентации начали восхождение на высокие уровни общественной значимости и престижа. Однако это восхождение было непростым. Верхушка общества - дворянство и бюрократия - не спешила потесниться, чтобы уступить место «аршиннику». Стремившееся к социальному престижу и влиянию купечество вызывало неприязнь у традиционной элиты.

В России наиболее значимой ценностью, обосновывающей предпринимательскую активность и обеспечивающей модернизацию в конце XIX- начале XX в., было служение высшему общественному и общественно-государственному идеалу. Предпринимавшиеся в это время попытки модернизации осуществлялись во имя «великой России», во имя того, чтобы она заняла достойное место в мире.

Одной из наиболее престижных и устойчивых традиций купечества была активная патриотическая поддержка государства в периоды войн. На кампанию 1812 г. купечество в общей сложности пожертвовало 1 718 764 рубля - по тем временам огромные деньги. Собственно предпринимательская и связанная с ней благотворительная деятельность воспринимались как долг перед обществом.

В конце XIX в. и особенно после начала Первой мировой войны российское предпринимательство, промышленники, понимая свою роль в укреплении обороноспособности России, заговорили о правах решать её политическую судьбу. Они осознали цель своего служения России именно как расширение хозяйственной деятельности, как наращивание своего собственного и общественного богатства. Обустройство экономической, материальной жизни превращалось в общественно значимое дело. Начался новый этап формирования в России зрелого и социально ответственного класса предпринимателей. Его прервала социалистическая революция.

Социальные потрясения, пережитые Россией в XX в., привели к дезориентации общественного сознания. В создавшихся условиях формирование нового слоя предпринимателей - производителей, тружеников, зависит от того, какое место в духовной системе нового общества займёт тот блок ориентации, который определяет мотивации хозяйственной деятельности.

Первый цивилизованный принцип, на котором базируется классическое рыночное предпринимательство, - разделение экономической и политической власти. Рыночное предпринимательство - рисковый тип продуктивной деятельности, связанный с конкуренцией производителей перед лицом независимого от них потребителя. Нынешнее типичное предпринимательство базируется на принципе, противоположном классическому, - на прямом переплетении экономической и политической власти. Здесь богатство - функция власти, и условием его роста становится бесконтрольная власть.

Второй цивилизованный принцип - договоры и контракты - непосредственно связан с правовым состоянием. Право ограничивает силу, препятствует её вторжениям в хозяйственные отношения. Оно создаёт гарантии того, что продукт дополнительных экономических усилий не будет изъят под каким бы то ни было предлогом, и тем самым стимулирует инициативу и высокопродуктивный труд. Переход от экономики перераспределения к экономике роста должен быть обеспечен господством правового принципа.

В настоящее время процесс становления этических норм в бизнесе России идёт довольно быстро. В этой связи интересны результаты социологического исследования этических норм, принятых в деловом мире России, проведённого Институтом социологии РАН.

Анализ интервью бизнесменов по оценке их собственных достижений дал интересные результаты. Среди личностных качеств, мешающих работе с людьми, 75% женщин указали излишнюю мягкость. По их мнению, необходимо формирование должной дистанции с персоналом. У мужской бизнес-элиты последняя проблема не столь актуальна. Следовательно, «этическая дистанция» в работе с персоналом - предмет постоянной работы менеджеров, что свидетельствует о должном внимании с их стороны к своим этическим качествам.

Сегодня в России появилось немало дерзких и невежественных богатеев, людей низкой культуры, с чрезмерным хватательным рефлексом. Но будущее России - за цивилизованными предпринимателями.

Специфический характер отношения бизнес-элиты к этическим нормам отличается тем, что большинство лидеров бизнеса полагают соблюдение моральных норм основой существования в бизнесе и даже гарантом собственной жизни.

Данные исследования свидетельствуют, что женщины обладают большей социальной ответственностью в предпринимательстве, чем мужчины. Это проявляется в ориентации на человека во всех его проявлениях, на благотворительность и социальную помощь. Становится более отчётливым мнение, что женщина - более стратег, чем мужчина, так как лучше чувствует партнёров, их внутренние мотивы. Женщины-бизнесмены, как правило, стремятся не переступать невидимых этических норм.

Таким образом, «этический имидж» российской бизнес-элиты формируется в специфических условиях, когда создаются новые модели этического экономического поведения. Полярные перепады значения этических норм в бизнесе, по мнению крупных российских предпринимателей, показывают, что в настоящее время преобладает ориентация на и н дивидуальные этические стратегии . Российские бизнесмены, став богачами за короткий период времени, оказались неподготовленными к новому ощущению жизни. Представители женского предпринимательства сильнее зависят от других в бизнесе, нежели мужчины. У них ярче выражена «социальная ответственность», ориентация не на тактические победы, а на стратегию.

Институциональная этика против индивидуальной этики

В зависимости от морально-теоретической позиции наблюдателя можно различить два направления аргументации: парадигму индивидуальной эт и ки и парадигму институциональной этики .

Предпринимательская этика как индивидуальная этика пытается посредством призывов к совести отдельных предпринимателей внедрить в экономический процесс моральные намерения. Она делает ставку на прямое влияние на ходы игры при помощи моральных мотивов действующих лиц. Согласно экономической терминологии реализация морали зависит от предпочтений тех, кто принимает решения на предприятиях. На этом личном уровне начинаются в общем также эмпирические исследования о ценностной ориентации управляющих сил.

Вместо этого предпринимательская этика как институциональная этика фокусирует свои исследовательские перспективы на институциональных рамочных условиях предпринимательской деятельности. Она делает ставку на непрямое влияние на предпринимательские ходы игры посредством обозначаемого как моральные рамки порядка, который является решающим для оценки ходов игры. В свете экономики условия экономической деятельности находятся здесь в центре исследовательского интереса. При институционально-этическом теоретическом подходе моральная оценка предпринимательской деятельности осуществляется уже не прямо, а косвенно или двухступенчато. Согласно такой концепции, в условиях современной экономики каждое отдельное действие приобретает свой смысл только благодаря рамкам порядка, в котором оно совершается.

Были разработаны два типа ходов игры , между которыми существует различие. Первый тип охватывает действия предприятий, которые в рамках существующих правил игры ищут прямой экономической выгоды. В рыночной экономике под этим понимают ориентированную на прибыль предпринимательскую деятельность в конкурентной борьбе. Такой тип действий соответствует классическому образу рыночной экономики, по которому предприятия должны действовать в соответствии с их собственными экономическими интересами. При наличии соответствующего рамочного порядка именно этим они вносят свой вклад в моральный проект рыночной экономики. Во втором типе ходов игры мы объединяем поведение предпринимателей, которое нацелено на изменение существующего рамочного порядка. Такие политические ходы игры направлены не непосредственно на индивидуальный экономический успех отдельных предприятий, а на улучшение экономических предпосылок для такого успеха, то есть на улучшение рамочного порядка для конкурентной борьбы всех предприятий. С учётом увеличивающихся недостатков политики порядка этот тип предпринимательской деятельности приобретает сегодня всё большее значение для дальнейшего развития рыночной экономики в отношении моральных идей.

Легитимация предпринимательской деятельности

В соответствии с разработанным А. Смитом теоретическим наброском легитимация предпринимательской деятельности происходит в два этапа. На первом этапе происходит легитимация экономического порядка в виде институциональных рамок отдельных действий. Оправдание правил игры создаёт необходимую предпосылку для легитимации отдельных ходов игры. На втором этапе происходит оценка соответствующих ходов игры на фоне существующих правил игры. Только таким образом создаётся достаточная предпосылка для оправдания предпринимательской деятельности.

Во втором этапе в принципе выделяют две различные исходные ситуации, из которых следуют различные рекомендации к действиям. Эти ситуации различаются по состоянию рамочного порядка.

В первом случае предпринимательская деятельность реализуется в условиях рамочного порядка, который соответствует высоким стандартам, то есть является почти совершенным в указанном выше смысле. В этой ситуации этика предпринимательства выводит в качестве общей нормы то, что предприятия должны действовать сообразно системе. В рыночной экономике моральная и легитимная предпринимательская деятельность выражается в том, что она принимает во внимание существующие законные рамки и стремится увеличить свои прибыли в средне- и долгосрочной перспективе.

Второй случай характеризуется тем, что рамочный порядок обнаруживает более или менее крупные недостатки. Здесь возрастает опасность потери легитимации, и в сомнительных случаях общественность с полным правом обжалует усилия предприятий по своей легитимации. Для предприятий эта ситуация предстаёт в виде конфликта между их собственными экономическими целями и сформулированными извне моральными требованиями.

Этика предпринимательства как выражение «социальной ответственности»

История идеи «социальной ответственности» предприятий восходит к началу столетия. Её можно рассматривать как историческую предшественницу сегодняшних дискуссий об этике предпринимательства, так как в основе её возникновения также лежали изменённые условия признания и легитимации. Пришедшая из США, продолженная в Европе в 70-е годы дискуссия раскрывала после лет интенсивного экономического роста в послевоенное время всё более достигавшую сознания общественности тему - о нежелательных общественных и экологических побочных воздействиях экономики. На предприятия было направлено нормативное программное требование: уделить больше внимания интересам государства и взять на себя ответственность сверх обеспечения собственно экономического успеха. Одной только эффективности в экономической перспективе как традиционной задачи предприятий было больше недостаточно в качестве основания для легитимации. Предприятия должны были учитывать интересы и желания широкого круга людей, затронутых предпринимательской деятельностью.

Обоснование проблемы прежних дискуссий об ответственности базировалось на традиционной модели индивидуальной ответственности, которая пытается достичь моральных стремлений посредством соответствующей организации и изменений индивидуальной мотивации. Эта концепция кончается там, где человеческие действия производятся уже не только в межличностной сфере. Однако в условиях современной экономики предпринимательские действия связаны с глубоким разделением труда, анонимными процессами обмена, нарастающей взаимозависимостью и высокой комплексностью. Они определяются посредством сознательно созданных институциональных регулирований, как, например, рынок и конкуренция. Тем самым морально желаемый результат деятельности нельзя более приписывать только отдельному человеку и поэтому он не зависит от него. Таким образом, глобальное требование индивидуальной (предпринимательской) ответственности становится более проблематичным, и даже контрапродуктивным.

предпринимательский этика деловой институциональный

Деловой этикет

Предприниматель должен создавать свой имидж, соблюдать эт и кет . Он должен ясно осознавать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность абсолютно необходимы не только для «умения вести себя в обществе», но и для обыкновенной жизненной позиции. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Необходимо иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от своей деятельности.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

правила представления и знакомства;

правила проведения деловых контактов;

правила поведения на переговорах;

требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

требования к речи;

культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью этики предпринимательства.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

Заключение

Этика предпринимательства не может возникнуть по нашему желанию. Ее формирование сложный и длительный процесс, в котором участвуют прежде всего сами предприниматели, а также различные институты государства, средства массовой информации и т.д. Речь идет о создании необходимых предпосылок для интенсификации этого процесса, придании ему определенной идейной направленности, так как обществу далеко не безразлично, какие нравственные принципы лягут в основу идеологии бизнеса.

Этика предпринимательства тематизирует отношения морали и прибыли в управлении предприятиями и занимается вопросом, как моральные нормы и идеалы могут быть реализованы предприятиями в условиях современной экономики.

Список использованной литературы

Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука. 1991.

Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991.

Политическая и экономическая этика / Пер. с нем. С. Курбатовой, К. Костюка. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

Андреев В.К. и др. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: Бухучет, 1996.

Татежи К. Вечный дух предпринимательства: Практическая философия бизнесмена. М, 1990.

Яновский А., Яновская М. Этика предпринимательства. «Хозяйство и право», №4, 1993.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение понятия этики и этикета, категорий и специфики этики. Исследование профессиональных этических кодексов. Характеристика основных путей совершенствования профессионального этического уровня сотрудников инспекции Федеральной налоговой службы.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Культура предпринимательства как неотъемлемый элемент организации бизнеса. Основные внутренние факторы, определяющие культуру фирмы. Изучение предпринимательской этики и этикета, принципы корректного делового поведения и его значение в успешном бизнесе.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Изучение теоретических аспектов деловой этики кадрового менеджмента. Определение особенностей этических норм муниципальных служащих как разновидности профессиональной этики. Разработка кодекса этических норм муниципального служащего сельского совета.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2013

    Непосредственная связь этики с жизненной практикой в системе моральных требований к профессиональной деятельности человека. Соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса. История развития и трансформация зарубежного делового этикета.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2009

    Понятие этики как философского исследования морали и нравственности. Основные проблемы и современное состояние этики, ее направления и разделы. Классификация этических ценностей. Вопрос о долженствовании действий. Философы-этики в мировой истории.

    презентация , добавлен 06.10.2011

    Предмет и основные понятия этики. Возникновение и развитие морали, ее структура и функции. Виды профессиональной этики. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. Основы судебной деятельности. Генеральные принципы этики адвокатов.

    курс лекций , добавлен 05.12.2013

    Утверждение норм этики в профессиональной деятельности защитника в повседневной практике. Эффективность этических норм. Нравственные проблемы в деятельности защитника. Взаимоотношения защитника с внесудебной аудиторией. Принципы адвокатской этики.

    реферат , добавлен 25.04.2013

    Этикет как манера вести себя в обществе. Историческая справка о возникновении этикета. Общие принципы международного этикета. Национальные особенности деловой этики и этикета. Основные характеристики этики делового общения в странах Востока, на Западе.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Роль и значение в современных условиях ведения бизнеса человеческого фактора и этических отношений людей в процессе труда. Понятие этики менеджмента как свода этических норм, правил, принципов поведения в организации. Этика руководителя и служащего.

    презентация , добавлен 11.04.2016

    Суть этики и культуры деловых отношений. Принципы этикета. Факторы, под влиянием которых складывается комплекс этических норм и представлений каждого человека. Развитие этических требований в деловой сфере. Восприятие и понимание в деловом общении.

Поделиться