Знакомство дошкольников с жостовской росписью презентация. Жостовская роспись. Скачать конспект и презентации к уроку технологии или изобразительного искусства. Жостовские кованые подносы

Запись на доске: Жостовский букет.

Учитель: Недалеко от Москвы, в очень живописном месте, находится село Жостово. Это село знают все – не только у нас в стране, но и за рубежом. Знаменито оно тем, что никто лучше тех местных умельцев не умеет рисовать цветы на железных подносах. Ремесло появилось в начале XIX века. В это время на Руси был широко распространён заморский напиток – чай. И теперь возник целый ритуал – чаепитие, непременными участниками которого стали подносы.

В Москве, в богатых домах были металлические расписные подносы, но делали их на Урале или в Санкт-Петербурге. Но вот однажды подмосковные мастера перенесли технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше на железо, те же грунты, лаки и масляные краски. В старых книгах нашли запись о том, что в 1925 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл свою мастерскую. Вслед за ними открыли свои мастерские Беляев, Цыганов и другие. Каких только подносов не изготовляли мастера! И большие – «скатерные» и маленькие «закусочные».

И самая разная форма была у этих подносов: овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для треугольных столов! Узоры из букетов цветов на подносах радуют глаз!

Жостово непросто вам
Под Москвой деревня.
Мастерством умельцы там
Славятся издревле.
Свежесть утра, жемчуг рос
И цветенье лета
Выливают на поднос
Красками букета. (В. Борисова)

Черный фон сияет лаком.
А на нем цветов краса,
Алых, желтых с красным маком-
Это просто чудеса.
Колокольцы распустились,
Незабудки встали в ряд,
Засверкали, заискрились
Посмотрите все подряд!
Алы розы на подносе
Вся природа – божий дар,
В мире нет таких подносов
Они словно вешний сад!

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет. В букете могут быть полевые цветы и садовые. Это могут быть георгины и розы, ромашки и васильки, лилии, цветы яблони. Цветы на Жостовских подносах размещены не хаотично, а в порядке: крупные в центре, средние, по краям мелкие.

Вопрос: Что изображено на всех представленных подносах?

Ответ: Цветочные букеты.

Вопрос: Как расположены цветы на подносах?

Ответ: В центре –крупные, а по краям более мелкие.

Вопрос: Какая форма у подносов?

Ответ: Круглая, овальная.


Ребята, сегодня вы попробуете нарисовать цветок яблони (пятилистник).

Вопрос: В какое время года цветет яблоня?

Ответ: Весной.

Вопрос: Сколько лепестков у цветка яблони?

1. Прежде чем художник начнет расписывать заготовку подноса, ее покрывают краской: красной, зеленой, желтой, синей, но чаще всего черной. Этот этап называют «грунтовкой».

2. Следующий этап называют «Замалевок». Это начало будущего узора. Наносим силуэты цветов и листьев.

3. На этапе «Тенежка» - от слова «тень» - наносим полупрозрачными красками цветные тени, и у цветов появляется объем.

4. Затем этап «Прокладка» - самый ответственный этап. Форма букета обретает детали.

5. Этап «Бликовка» - наложение бликов, букет кажется освещённым, бликовка создаёт настроение.

6. «Чертёжка» - заключительный этап над работой с букетом. Тонкой кистью рисуются прожилки на листьях и центр цветов.

8. Заключительный этап «Уборка» - бортик подноса украшается растительным узором. Он может быть скромным, а может быть более насыщенным

Учитель: А сейчас мы с вами научимся выполнять этапы росписи жостовского букета так, как это делают народные мастера.

Чтобы цветок получился ровным, можно поворачивать блюдце так, чтобы пятилистник всегда был расположен сердечком вниз.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Ответ: С жостовской росписью.

Вопрос: Какие элементы жостовской росписи мы умеем расписывать?

Ответ: Пятилистник, листочек.

Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?

Ответ: Она выполняется на металлических подносах.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЖОСТОВО. РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ

У же почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово, сверкающей лаком черной, синей, красной или палевой поверхности подноса хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции:

венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, осенние мотивы из ягод и листьев.

Сколько подносов, столько и вариантов изображений. А почему? Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок.

Свободная манера письма дает мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но и тут связь с традицией сохраняется.

Присмотрись к росписи подносов. Букеты на них плотные, почти нигде не видны стебли: одни головки цветов да листья. А цветы какие! Здесь красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы.

Самые крупные в середине, ближе к краям помельче, а промежутки заполнены листьями и самыми мелкими цветочками.

Видишь, какие разные могут быть формы подносов: прямоугольные и овальные, круглые и фигурные, большие и совсем маленькие. Разнообразие форм дает мастеру возможность решать композицию по-своему, но форма подносов во многом определяет эту композицию.

Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции-где будут большие цветы, где поменьше, где расположатся крупные листья. Это замалевок. Дальше мастер выполняет тенёжку, т. е. затемняет с одной стороны пятна цвета.

Вот кистью положен мазок, еще мазок от края лепестка к центру. Самые освещенные места выделены бликовкой. Слой за слоем на цветах и листьях создается объем.

И это еще не все. Надо усилить темные места. Много разных оттенков цвета может получиться: серо-голубые, голубовато-лиловые, красновато-оранжевые, зеленовато-коричневые.

Тонкие линии-черточки лягут по контуру лепестков и листьев, придавая им большую выразительность. Мелкие изящные травки и завитушки свяжут всю композицию в одно целое. Дальше поднос надо высушить и покрыть лаком.

Но и на этом дело не кончилось! Надо украсить борта подноса тонкой золотой полоской, лапками и кружевами или мелкими цветочками, золотым орнаментом. Это уборка, говорят мастера.

Поднос готов. Его хорошо просушивают и еще несколько раз покрывают бесцветным лаком. А чтобы блестящим был, полируют как зеркало. Правда, красиво?

ЗАДАНИЕ Придумай и распиши свой поднос. Для этого возьми большой лист бумаги или картона. Выбери одну из форм подносов (можешь вырезать ее) и не забудь про бортик.

ЗАДАНИЕ Подумай, какой фон тебе понадобится: черный, синий, темно-красный, зеленый или белый. Только не спеши! По бумаге и картону сначала пиши букет, а потом фон.

ЗАДАНИЕ Ты будешь работать гуашью, темперой или акварелью с белилами. Без белил у тебя не получится много оттенков цвета, разбелок.

ЗАДАНИЕ Наметь композицию из крупных, средних и мелких форм. Можешь работать сразу кистью. Вспомни, как работали мастера по подмалевку. Не бойся испортить, потому что гуашью можно по просохшему слою сверху положить другой оттенок.

ЗАДАНИЕ Пиши свободно сначала крупные формы. Потом помельче и листья. Теперь сделай фон. Объедини всю композицию в одно целое завитушками, тонкими травками.



История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье- маше. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.


Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.



Замалёвка. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.





Прокладка цветом. Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. операции направленные на подчёркивание объема.



















Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель начальных классов МОКУ Устьпёрская школа Лисихина Галина Петровна Изобразительное искусство. Тема: «Жостовская красота»

Жостовская роспись металлических подносов.

Знаменитый Жостовский букет! Красно-алые бутоны В изумрудах листьев тонут. Незабудки и пионы Обрамляют розы омут. Есть на жостовском подносе И букет, в ночи горящий, Птица-жар, что весть приносит. Есть поднос, плоды дарящий...

Жостово – это старинная деревня на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища.

Яркий цветочный букет на чёрном фоне.

Цветочки помельче: колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки, - вырисовываются по бокам.

Предварительный просмотр:

Урок изо в 5 классе

Тема урока : Искусство Жостово. Жостовские подносы.

Цель: формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписью

Задачи:

  • развитие творческого воображения учащихся
  • формирование образовательной среды через знакомство учащихся с русским народным промыслом Жостово;
  • воспитание эстетического вкуса

Оборудование : Иллюстрации жостовских подносов, презентация,

с казка о жостовской росписи, стихотворение о жостовской росписи.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности

Мы продолжаем знакомство с русскими народными промыслами.

Посмотрите на экран и скажите, какие народные промыслы вам известны?

Слайд 1 тема

Слайд 2 – 3 (Гжель)

А, вот этот необыкновенный на вид предмет, который завораживает красотой сочетания белого и синего цвета?

Какой это промысел?

Слайд 4-5 (Хохлома)

А вот эти предметы, которые украшены яркой росписью по дереву?

Слайд 6- 11 - Тема урока.

(На экране остался слайд с жостовским подносом)

Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вот уже 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово.

Так, вы назовете тему сегодняшнего урока?

О чем бы вы хотели узнать на уроке?

Сегодня на уроке мы узнаем, где делают такие подносы, историю возникновения данного промысла и нарисуем поднос.

(Выступление, показ слайдов)

1уч-ся

На сверкающей лаком черной, синей, красной, палевой поверхности подноса хороши и пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, ягод и листьями. Сколько подносов, столько и вариантов изображений.

(в руках поднос).

2 уч-ся

Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная манера письма даёт мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но связь с традицией всегда сохраняется. Форма подносов может быть разнообразная

(показ слайдов)

Разнообразие форм: комбинированной.

Композиция часто зависит от формы подноса и может быть в виде :

-«веночка», «букета», «корзинки» .

(слайд)

Но, самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором .

Разнообразие форм: многоугольной, круглой, овальной, комбинированной.

Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.

3.Физкультминутка

4. Творческая и практическая деятельность.

Рассказ учителя:

- Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод птиц Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

После рассказа нам нужно заполнить таблицу.

Рассказ учащегося:

- Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.

5. Самопроверка, оценивание своей работы

Название

Жостовская роспись

Месторасположение

Московская область

С. Жостово

Предмет

Подносы

Материал

Железо

Узоры

Цветы, фрукты, листья

Цвета

все

Композиция

Букет, веночек, уголок, корзинка.

6. Творческое задание.

Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно выполнить эскиз подноса

7.Рефлексия

Что на уроке вам сегодня понравилось?

Домашнее задание. Найти дома иллюстрацию жостовских подносов и принести на следующий урок.


Вставка рисунка

Выполнила учительИЗО ФёдороваОМ

Жостовская

роспись




Изготавливают из тонкой кровельной стали. Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.


История жостовского промысла

  • восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

  • Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова.
  • Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах.
  • Творцами красочных, в основном, цветочных орнаментов были простые русские крестьяне.
  • Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка.

Главная тема украшения

  • Главная тема украшения жостовских подносов - букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы










Задание.

Распиши свой поднос или выполни фрагмент росписи.

  • Продумай форму подноса и вырежи её.
  • Наметь композицию букета из крупных,средних и мелких форм.
  • Работай сразу кистью.





Поделиться