План импортозамещения. Наиболее заметные отрасли импортозамещения в россии. Промышленность: зависимые сферы

Для России реальное импортозамещение (не промсборка из иностранных составляющих) – хороший шанс реализовать-таки диверсификацию экономики, покончить с нефтегазовой зависимостью и перейти к производству технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Что уже сделано в плане замены импортных товаров отечественными? В каких отраслях подключение малого и среднего бизнеса (МСБ) к импортозамещению эффективно?

 

Сделано у нас: мода или необходимость

Россия последние 20 лет формировала экономику сырьевого типа: наращивала экспорт минеральных продуктов и металлов (75,5% в 2000, 81,1% в 2014 году в общем объеме экспорта), импортировала все больше жизненно важных товаров . За период 2000-2014 объем ввозимой продукции увеличился в 8,4 раза.

Самыми высокими темпами импорт рос по следующим категориям:

  • продовольствие и товары народного потребления;
  • сельхозтехника, станки и оборудование;
  • автомобили, пассажирские и транспортные авиалайнеры;
  • лекарства;
  • новые технологии;
  • продукция для ВПК.

В результате Россия недальновидно впала в зависимость от стран-экспортеров и их политики. Под угрозой оказалась безопасность страны: продовольственная, социальная, экономическая, финансовая, военная. Исходя из мировой практики, импортозамещение целесообразно для оптимизации структуры экономики и развития стратегических отраслей. Если реализовать его эффективно.

Преодоление зависимости от импорта в России запускается «сверху» на каждом витке череды кризисов. Причина проста - снижается покупательная способность рубля, страна не в силах ввезти в прежних объемах то, чего не производит и в чем нуждается. Последняя мировая экономическая яма отягощена антироссийскими санкциями. Это активизировало правительство, заставив перейти от слов к разработке стратегии - созданию программ импортозамещения в России до 2020 года.

Доля российского импорта для разных отраслей экономики сегодня чрезвычайно высока. Например, страна ввозит комплектующих: для тяжелого машиностроения - 70%, гражданского авиастроения - 80%. В нефтегазовой отрасли используется 60% оборудования иностранного производства, в энергетике - 50%.

Хроники борьбы с импортом в документах

Вопросом продовольственной безопасности власти озадачились еще в 2012 году. Одна из целей «Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020» - импортозамещение. В остальных отраслях процесс запустило введение западных санкций.

В 2015 году импортозамещение стартовало в важнейших сферах реального сектора. Работа ведется одновременно по двум направлением: стимулирование национальной промышленности и ограничивающе-запретительные меры по ввозу. Вносит свой вклад и девальвация рубля, естественным образом смещая фокус компаний на закупку отечественной продукции.

Таблица 1. Политика по сокращению импорта в документах

Документ/мероприятие

Задачи и сроки

Сельское хозяйство

Госпрограмма развития с/х на 2013-2020 (пост. правительства №717от 14.07.12, разработка Минсельхоза)

До 2020 г. увеличить вес российских продтоваров в общих ресурсах:

  • мяса - до 91,5%;
  • зерна - до 99,7%;
  • молока - до 90,2 %;
  • свекловичного сахара - до 93,2%;
  • картофеля - до 98,7%;
  • растительного масла - до 87,7%.

Таблица 3. Товары, ограниченные к госзакупкам при наличии отечественных аналогов

Отрасль промышленности

Виды продукции

Ткани, изделия из текстиля (кроме одежды), меховые изделия, канаты и веревки, трикотажные пуловеры и кардиганы, чулочно-носочные изделия, спецодежда, резина для обувных подметок, сумки и чемоданы и др.

Строительная и коммунальная техника, троллейбусы, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и др.

Медицинские инструменты и одежда, спиртовые антисептические салфетки, полимерные контейнеры для биопроб, томографы, электрокардиографы, наборы реагентов для лабораторных анализов, глюкометры и др.

Радиоэлектронная промышленность, IT-технологии

C 01.01.16 российскому софту предоставляется приоритет при госзакупках, некоторые категории зарубежного ПО попадут под прямой запрет.

Запрещенные к ввозу до 06.08.16 продтовары:

  • охлажденная/свежая/замороженная говядина и свинина, мясо птицы;
  • рыба и ракообразные;
  • фрукты, овощи, корнеплоды и орехи;
  • молоко и молокопродукты;
  • колбасы, готовые мясопродукты;
  • сыры и творог на растительной основе.

Итоги продовольственного эмбарго по некоторым категориям (данные Росстата):

Господдержку смогут получить немногие, но у МСБ есть возможность сфокусироваться на реально выгодных нишах:

  • продовольственные товары натуральные;
  • текстиль и другие приоритетные товары легкой промышленности;
  • корма и продукция животноводства ;
  • спортивные и детские товары ;
  • разработка ПО.

Узнайте из видео, поддерживает ли население процессы борьбы с импортом.

Россияне об импортозамещении непродовольственных товаров

Российская экономика сегодня переживает не самые стабильные времена. В значительной мере это связано с большой зависимостью отдельных отраслей национального хозяйства от зарубежных поставщиков. В связи с этим в экономическом развитии страны становится особенно актуальным импортозамещение. Что это за процесс? Для каких России он особенно необходим?

Определение

Импортозамещение - это, согласно распространенной трактовке, процесс на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, внутри страны. Данный процесс может носить упреждающий или же реактивный характер. В первом случае товары импортозамещения выпускаются с тем расчетом, чтобы не пустить конкурирующих зарубежных поставщиков на рынок. Во втором же происходит вытеснение иностранцев с соответствующих сегментов.

В свою очередь, оба варианта импортозамещения могут осуществляться на базе преимущественно рыночных механизмов или же посредством административного вмешательства различных политических структур. В первом случае успешное импортозамещение - это справедливый результат конкурентной борьбы. Отечественный производитель таким образом доказывает своему покупателю, что он выпускает товары лучше и дешевле, чем зарубежный поставщик. Возможен, однако, вариант, при котором данный процесс будет осуществляться в силу административных запретов на ведение деятельности, наложенных в отношении иностранцев.

Российский сценарий

Экономическая ситуация в России сегодня такова, что в нашей стране импортозамещение необходимо, как считают многие аналитики, сразу в нескольких ключевых отраслях. При этом в каких-то сегментах соответствующий процесс может идти при более или менее рыночных условиях, в других же российские производители будут иметь преимущества в силу административного фактора. Таким образом, импортозамещение в России, вероятно, будет происходить в рамках обоих сценариев, в зависимости от конкретной отрасли.

Сельское хозяйство

Продовольственное эмбарго в отношении западноевропейских поставщиков сельхозпродукции - активнейший стимул развития отечественных бизнесов в соответствующей сфере. Российские аграрии получили невиданный шанс осуществить масштабное импортозамещение. Список товаров, попавших под запрет на ввоз, очень широкий. Это и молочная продукция, и овощи, и фрукты, и мясо, и орехи. Рыночная емкость некоторых сегментов торгового оборота между Россией и западными странами в аграрной отрасли оценивается экспертами в миллиарды долларов.

Конечно, в данной сфере будет и конкуренция: в частности, поставки продуктов из стран Азии, Южной Америки, Африки, а также из государств Таможенного Союза могут осуществляться в Россию свободно - никаких санкций в отношении соответствующих активностей нет. Но, несмотря на наличие альтернативной европейским поставщикам сельскохозяйственной продукции, для России импортозамещение в сельском хозяйстве - в числе самых приоритетных направлений экономического развития в ближайшем будущем. Главный вопрос, полагают эксперты, в том, насколько эффективным окажется взаимодействие фермеров и торговых точек на практике.

Промышленность

Касательно данной сферы необходимость в альтернативе продукции зарубежных поставщиков у российских потребителей возникла главным образом в силу Импортные товары стали дороже. Во многих сегментах промышленности это предопределило также и повышение цен на производимую продукцию внутри страны. Импортируя, скажем, станки или какие-то радиоэлектронные детали, российский производитель столкнулся со значительно выросшими издержками, компенсировать которые во многих случаях стало возможно одним способом - повышая цены для внутренних потребителей.

Вместе с тем импортозамещение в промышленности, если говорить о российском сценарии, может носить далеко не только вынужденный характер. Падение рубля сыграло, по мнению многих экспертов, в определенной степени положительную роль для экономики. Дело в том, что по факту обесценивания российской национальной валюты многие производственные издержки, а также зарплата в долларовом выражении, равно как, впрочем, соотносительно с большинством других крупнейших мировых валют, снизились очень существенно. В российскую промышленность, как результат, стало выгодно инвестировать.

Если посмотреть на отчеты Минфина за 2014 год, касающиеся трендов в экономике, то можно увидеть, что в РФ ощутимо выросло - примерно на 1,4%. В то время как ВВП, согласно предварительным подсчетам, в 2014 году вырос примерно на 0,6%. Также некоторые эксперты отмечают: даже в ряде совсем нехарактерных, казалось бы, для нашего национального производства сегментах происходит импортозамещение. Список товаров, которые активно производятся в России, формируют, в частности, предметы бытовой техники, электроника, в то время как большинство обывателей привыкли, что выпускается она в Азии. Хотя есть и версия, что подобные цифры вызваны ситуационным всплеском спроса на ту или иную продукцию. И потому нужно подождать, чтобы удостовериться в фундаментальности данного тренда.

Импортозамещение в промышленности России, таким образом, выражается в двух аспектах. Во-первых, это желание потребителей иметь доступ к более дешевой продукции. Во-вторых, это привлекательность российской экономики с точки зрения производственных издержек.

Промышленность: зависимые сферы

В каких сферах промышленности РФ вопрос о необходимости импортозамещения стоит наиболее остро? В числе наиболее зависимых от внешних поставок отраслей - станкостроение. В ней доля импорта, по подсчетам некоторых аналитиков, - порядка 90%. В тяжелом машиностроении ненамного меньше - около 80%. Сильна зависимость от импорта также и в легкой промышленности - цифры в некоторых ее сегментах также доходят до 90%. В фармацевтике, в пищевой индустрии зависимость сопоставима.

Касательно производства, полагают эксперты, нужна масштабная программа импортозамещения, в значительной мере поддерживаемая государством. Работа в этом направлении в целом ведется. Если она будет успешно реализована компетентными ведомствами, то в течение ближайших лет вполне возможно, как считают некоторые аналитики, снизить показатели зависимости каждой из отраслей промышленности примерно на 30%, а может быть, и больше.

IT-индустрия

Российская IT-отрасль - одна из самых динамично растущих в экономике. Также можно отметить тот факт, что многие IT-продукты из РФ хорошо известны за рубежом. И потому наша IT-школа вполне конкурентна. Вместе с тем, как подсчитали некоторые аналитики, зависимость российской сферы информационных технологий от западных решений весьма значительна. Порядка 70% софта, используемого пользователями, как частными, так и на уровне корпораций, поставляется иностранными разработчиками. И это при том, что в очень многих сегментах ПО есть российская альтернатива, которая, как полагают многие эксперты, ничем не уступает зарубежным образцам по функционалу и качеству.

Одним из ключевых аргументов в пользу того, чтобы использовать отечественные IT-решения, аналитики называют необходимость в обеспечении безопасности задействования ПО в большинстве сегментов бизнеса. Работа многих предприятий связана с передачей секретных данных. Многие из руководителей российских фирм склонны испытывать сомнения по поводу использования зарубежного ПО в таких случаях. Также работа многих фирм связана с необходимостью поддержания исключительно бесперебойной работы серверных систем, обеспечить которую подчас могут только те поставщики, которые расположены непосредственно в РФ.

Соответствующая программа импортозамещения в России, полагают эксперты, имеет все ресурсы для успешной реализации. Даже в таких технологически сложных сегментах IT-индустрии, как разработка операционных систем, программистам из РФ есть что предложить в качестве альтернативы западным поставщикам.

Таким образом, импортозамещение - это процесс, который может касаться любой отрасли. Мы выделили несколько ключевых. Экономическая ситуация в России требует скорейшего импортозамещения во многих сегментах национального хозяйства, однако осуществить ее на практике не всегда легко. Почему? Рассмотрим основные нюансы, связанные с реалиями проведения соответствующей работы.

Проблемы

Импортозамещение - это многофакторный, непростой в плане практической реализации процесс. Успешное его осуществление зависит от решения ряда проблемных нюансов, характерных для российской экономики. Каких, например?

Прежде всего это весьма ограниченный, как считают многие эксперты, доступ российских бизнесов к кредитам. Дело в том, что санкции, наложенные ЕС и США в адрес многих компаний из РФ, не позволяют осуществлять займы за рубежом, которые во многом выручали в прошлом. В свою очередь, кредиты внутри России сейчас не очень выгодны: ставка рефинансирования ЦБ сейчас - 15%, и получить займ предприятие, вероятнее всего, сможет при процентах, которые будут не меньше этого значения. Развивать производство с рентабельностью, которая позволит закрывать кредитные платежи на таких условиях, будет проблематично.

Каким может быть возможное решение проблемы с доступностью кредитов? Некоторые эксперты считают, что многие российские бизнесы могли бы освоиться на рынке или же, например, в сфере венчурных инвестиций, тем самым получая доступ к кредитам на более выгодной основе или же к капиталу на условии уступок по долям во владении компанией.

Такая перспектива, конечно, устроит не все бизнесы, однако это, вероятно, лучше, чем ждать каких-то новостей из стана ЦБ. Возможны варианты с государственным субсидированием некоторых проектов. Также многие бизнесы могут развивать направления, связанные с производством новых товаров под контракты в рамках госзакупок.

Другая проблема, которая сопровождает импортозамещение в России, - недостаток квалифицированных кадров в ряде производств. В 1990 годы многие граждане РФ, выбирая профессию, ориентировались на гуманитарную отрасль, на сервисы. Инженерное дело, рабочие специальности были не слишком популярны. В результате во многих сегментах сейчас дефицит кадров.

Решать эту проблему можно разными способами. Самый доступный - переобучение. К счастью, в российских учебных заведениях в целом сохранилась развитая научно-производственная база, которая может быть задействована для подготовки специалистов самых разных отраслей. Другой вариант - привлечение людей из-за рубежа, который, однако, может быть осложнен в силу низкого курса рубля: далеко не во всех случаях в России для человека будет выгоднее работать. Вместе с тем правительство РФ предпринимает существенные шаги по облегчению иммиграции в страну. В частности, открыта программа получения упрощенного гражданства для людей, имеющих значительные связи с Россией - родственные, языковые, культурные.

Международный аспект

Еще один возможный барьер к успешному импортозамещению - обязательства РФ в рамках членства в ВТО. Дело в том, что по причине подписания международных договоров с другими государствами данной структуры Россия имеет не слишком много вариантов с вмешательством в экономические процессы правительственных структур, которое может быть задействовано, к примеру, с целью защиты национального рынка в аспекте торговли с участием зарубежных поставщиков.

Поэтому вариантов с тем, чтобы получить больше полномочий, у правительства РФ не очень много. Есть совершенно радикальный - выйти из ВТО. Вместе с тем, как отмечают некоторые эксперты, государства в рамках текущих норм, прописанных в соглашениях ВТО, наделены в целом значимым объемом инструментов для защиты интересов внутреннего производителя. Вопрос в том, чтобы грамотно задействовать данный ресурс. Например, в 2015 году Россия, как отмечают некоторые аналитики, может воспользоваться правом откорректировать тарифные обязательства так, чтобы достаточно эффективным образом защитить ряд сегментов внутреннего рынка и при этом не нарушить действующие нормы ВТО.

Факторы успеха

Политика импортозамещения в России, несмотря на отмеченные сложности, имеет отличные шансы на успех. Связано это с большим количеством факторов. Во-первых, у российских предприятий в большинстве случаев нет проблем с доступом к необходимому сырью, природным ресурсам. Во-вторых, производственные издержки при открытии производства в РФ во многих случаях будут ниже, чем за рубежом, собственно, в силу относительной дешевизны некоторых природных ресурсов. Также в России довольно дешевая электроэнергия. О преимуществах по зарплате, возникших в связи с падением курса рубля, мы уже сказали. В-третьих, у России есть ощутимый технологический потенциал. Пока что он реализуется на практике в небольшом количестве отраслей - в основном в сфере ВПК, в Однако при необходимости, как считают многие аналитики, всегда можно перевести те или иные военные наработки в гражданскую отрасль.

Роль государства

То, насколько успешным будет план импортозамещения в России в той или иной отрасли, во многом зависит от позиции государства. В какой степени власти РФ готовы выполнить столь нужную для экономики страны функцию? В целом правительство России подходит в вопросу импортозамещения в достаточной мере серьезно.

В частности, в августе 2014 года вышло Постановление Правительства РФ, в соответствии с которым была создана новая структура - Фонд промышленности. Ключевая задача, которую данное учреждение будет выполнять, - как раз предоставление бизнесам необходимых кредитов. Предполагается, что условия в рамках этих займов будут выгоднее, чем при обращении предприятия в коммерческий банк.

Программа импортозамещения, разрабатываемая государством, включает также ряд иных примечательных инициатив. Так, например, в июне 2014 года Правительством был разработан новый закон "О промышленной политике в РФ". Содержащиеся в нем положения, как считают эксперты, могут стать базисом для реализации ключевых стратегических направлений в развитии производственной отрасли в стране. Промышленная программа импортозамещения в России, таким образом, будет реализовываться при заметном участии государства.

Санкции, введенные против России рядом западных стран, и ответные действия российского правительства оказали стимулирующее действие на импортозамещение в экономике. Все прекрасно понимают, почему западные санкции и падение цен на нефть так отразились на экономике России.

Импортозамещение в 2019 году находится в пределах 30%, а это означает что все товары, продукты, а также услуги, производимые в России, составляют всего 30%, остальное приходится закупать за рубежом. К концу года эта цифра может уменьшиться, но не за счет увеличения производства отечественных товаров, а по причине снижения импорта, который приведет к образованию дефицита в стране.
По прогнозам аналитиков, самыми перспективными отраслями для импортозамещения на данный момент являются:

  1. Станкостроение. По предварительным оценкам, его импорт составляет более 90%.
  2. Тяжелое машиностроение.
  3. Текстильное производство.
  4. Электронная промышленность.
  5. Медицинское производство.
  6. Фармацевтическое производство.

Импортозамещение в вышеперечисленном списке возможно при условии хороших производительных мощностей и создании предприятий, обладающих способностью к конкуренции, способных выпускать качественный продукт по соответствующим ценам. В дальнейшем снижение импорта возможно, если произойдет развитие и стимуляция новых технологий и дополнительно созданное производство.

По убеждению Минпромторга России, при реализации политики импортозамещения к двадцатому году можно рассчитывать на снижение импорта в разных отраслях с 90% до 50%, а в некоторых отраслях возможно добиться более существенных показателей.

В условиях прямой зависимости от импорта, последствия санкций стали скорее возможностью для быстрого развития отечественного производства, а не угрозой.

Правительство России в качестве реакции на иностранные санкции ввело запрет на некоторые продукты, поставляемых из США, а также стран ЕС. В список запрещенных продуктов попало мясо коров и другого крупного скота, птица, свинина, рыба и некоторые ракообразные, а также колбасы, сыр, овощи и фрукты.

В результате этого у аграриев появилась дополнительная возможность для успешного развития. Главными направлениями импортозамещения в сельском хозяйстве стало производство семян, селекция коров (на основе метода трансплантации эмбрионов), переработка рыбы, садоводство, а также овощеводство. Шанс реализовать свои возможности появился у среднего и малого бизнеса. В условиях отсутствия зарубежной конкуренции у предпринимателей появились неограниченные возможности.

Эксперты возлагают надежды на малый и средний бизнес, который в данных обстоятельствах сможет реализовать себя на территориях с минимальной конкуренцией. Например, производители продуктовой линии полны энтузиазма, так как теперь владельцы супермаркетов стали сговорчивей с отечественным производителем. А готовы ли мелкие компании обеспечить необходимые объем и качество продукции?

Руководитель стратегического консультирования без особого восторга рассматривает быструю реализацию предстоящей программы. Предполагается, что крупный бизнес захочет сотрудничать с малыми компаниями. Но на вещи стоит смотреть реально. В секторе малого и среднего предпринимательства более низкая производительность труда, и не всегда качество соответствует стандартам, а также незначительные объемы производства.

Более 80% действующих предприятий представляют собой небольшие компании, которым до статуса малого бизнеса еще расти и расти. Необходимо в кратчайшие сроки создать благоприятные условия для роста некрупных предприятий и помогать им в развитии на федеральном уровне.

По традиции, все проекты в России ориентированы на сбыт сырья, торговлю и строительство. Хотя процесс импортозамещения в сельском хозяйстве был начат давно, на прилавках так и не появилось изобилие колбасы и ананасов. Существуют ли конкретные примеры импортозамещения?

Тульская область

Сельскохозяйственное угодье «ЖАК» поставляет на сегодняшний рынок существенное количество своей продукции, такой как картофель, свекла, капуста. На протяжении одиннадцати лет плодотворной работы обрабатываемые земли увеличены с 40 до 11000 га.

Фермерское хозяйство достигло большого объема производства: более 90 тыс. тонн картофеля, до 200 тонн продуктов из мяса и в пределах 6 тысяч тонн молочных продуктов. Хранилища оборудованы по европейскому стандарту, что позволяет качественно сохранять полученные результаты. Эксперты отмечают повышение урожайности зерновых культур в этом хозяйстве, она превышает все среднестатистические показатели.

Московская область

Недавно на территории Московской области появилась новая сыроварня по названием «Русский пармезан», созданная на основе российского оборудования. За год своего существования цех по производству сыра преуспел и готов предложить российскому рынку йогурты и пармезан, соответствующий европейскому качеству. Килограмм готового сыра планируется продавать по цене от 650 рублей. Главная цель создателя сыроваренного цеха – конкуренция с лучшими производителями Италии и Швейцарии и вернуть на родину традиции сыроварения, утраченные много лет назад.

Пензенская область

Прославилась производством голландских роз в России. На данный момент компания «Тепличный комплекс» обладает сетью теплиц и готова поставлять на российский рынок 23 млн. роз семидесяти разных сортов. Создание организации произошло задолго до санкций около 10 лет назад.

Для повышения производительности своей организации, компании отправляла на стажировку своих специалистов в Голландию. В планах предприятия освоить выращивание других цветов, которые будут украшать праздники российских покупателей.

Краснодарский край

Основанная еще при СССР компания «Адлерский чай» выращивает и перерабатывает собственное сырье. Помимо чая, компания выращивает баклажаны, хурму, фундук и другие культуры, выращиваемые в условиях климата Краснодарского края.

Несмотря на активную деятельность во многих направлениях, компания не может продемонстрировать большую прибыль, доход компании примерно составляет 21,2 млн. рублей. В ближайшее время планируется увеличить площадь выращиваемых субтропических культур до 100 гектаров и построить новый тепличный комбинат.

Ленинградская область

Компания «Велле» – хороший пример того, как западные технологии работают в российской экономике, принося достойные плоды. Компания занимается производством и продажей продукции для здорового образа жизни на основе овсянки. В ассортименте, предлагаемом потребителю, есть йогурты, десерты, коктейли, готовые завтраки и т. д. Компания проработала на рынке 9 лет с выручкой в 43,8 млн. рублей за год, что составляет 100%-ный прирост капитала.

Также в Ленинградской области появилась ферма по выращиванию страусов, которая занимается выращиванием и продажей страусиных яиц, мясом птицы, кожей, перьями и сувенирами, изготовленными на территории фермы. О популярности страусиного мяса в России говорит тот факт, что на приобретение мяса страуса устанавливается предварительная запись. В среднем стоимость одного килограмма мяса доходит до 1 690 рублей, а яйцо – примерно 1 500 руб. за штуку. Несмотря на суровые условия для выращивания страусов, их популяция растет. Мясо страуса широко востребовано в России, благодаря чему ферма преуспевает.

Пензенская область

Агрофирма «Раздолье» выбрала такой проект по импортозамещению, как производство клубники. На российском рынке появилось 4 новых сорта по цене от 160 рублей, что намного дешевле иностранных аналогов. Потребителям понравилось соотношение цены и качества производимого продукта. Несмотря на то что на выращивание ягод отведено всего 1,5 гектара земли, аграрная компания «Раздолье» получает около полумиллиона чистой прибыли.

Доклад на конференции Московского экономического форума «Российская промышленность, состояние и перспективы» 24 марта 2016 г.

Санкции 2014 года дали толчок импортозамещению, объективные причины необходимости которого созрели уже давно. Ориентация на сырьевую экономику привела к заметной импортозависимости, к тому, что отечественная промышленность оказалась неспособной конкурировать с иностранными товарами как на внешнем, так и на внутреннем рынках. В итоге импортная компонента в производстве и в потреблении стала преобладающей.

Только в розничной торговле доля импорта составляет 46%, превышая по ряду направлений даже 90% (рис. 1).





Рис. 1. Доля импортной продукции в потреблении (по данным ЕМИСС, Отраслевых программ Правительства)

Например, в такой стратегической отрасли как фармацевтическая промышленность доля импорта достигла 70%, из них около 80% - это импорт из стран ЕС, то есть из государств, которые ввели в отношении России санкции. По оценкам премьер-министра доля импорта в станкостроении оценивается приблизительно в 90%, в тяжелом машиностроении - порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании - 60%, в энергетическом оборудовании - около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции - от 50 до 90% и т. д. В гражданском самолетостроении импорт также пока носит подавляющий характер - более 80%.

Подобная чрезмерная зависимость от импорта в потреблении готовых товаров затрагивает проблему суверенности страны и способности развиваться в ситуации внешнего экономического принуждения (ограничения в виде санкций). Импортозависимость прослеживается и в доминировании в отечественной промышленности импортного оборудования и комплектующих. По оценкам такие стратегические отрасли экономики, как тяжелое машиностроение и станкостроение, легкая промышленность, радиоэлектроника, фармацевтика и медицина на 80–90% зависимы от импортной продукции. Отсутствие собственных производственных мощностей в условиях сжатия денежно-кредитного предложения, ведущего к дефициту инвестиций, осложняет задачу реализации комплексной программы импортозамещения в том виде, в каком она необходима для обеспечения национальной безопасности.

Необходимость осуществления реальной и комплексной программы развития российской промышленности очевидны. При этом точечные и поверхностные преобразования не смогут содействовать суверенизации страны и трансформации ее в несырьевое государство. Но каковы необходимые объемы финансовых ресурсов и сроки импортозамещения?

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Общая сумма дополнительной произведенной продукции в стране должна составить 13,3 трлн рублей (рис. 2). Именно столько составил годовой объем импорта в 2015 г.


Рис. 2. Стоимость реального импортозамещения в отраслевом разрезе (расчет на основе данных ФТС)

Для сельского хозяйства срок выхода на уровень самообеспечения составит 3–4 года при полном объеме финансирования. Для машиностроения в среднем 5–7 лет с учетом необходимости профессиональной подготовки кадров. Объем продукции, которую нужно произвести в машиностроении - 5,96 трлн р, при этом в 2014 году - 8,36 трлн, то есть эта цифра занижена с учетом факта замедления экономического роста в стране. Производство товаров на данную сумму увеличит объем производимого ВВП в стране на 17%. Однако это минимальная оценка, которая не учитывает необходимости создания производственных мощностей, кадров, вложений в оборотный капитал. Однако оценка дает представление о минимальной сумме, достаточной для осуществления программ импортозамещения.

ВТОРАЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Для наращивания производства по секторам объем инвестиций в основной капитал должен вырасти пропорционально доли импорта в потреблении. Иными словами, при данной гипотезе совокупный объем вложения в производственные мощности минимум должен составить 3,4 трлн рублей, это не учитывая степень износа основных фондов. Однако при необходимости обновления основного капитала совокупный объем инвестиций составит 4,3 трлн рублей. Это минимальный объем инвестиций, необходимый для организации производства. При расчете не принимались во внимание объем оборотного капитала, затраты на оплату труда и прочее.


Рис. 3. Цена импортозамещения: инвестиции в основной капитал сектора обрабатывающая промышленность (по данным Росстата)

В расчете исключен вариант достаточности дозагрузки действующих производственных мощностей. Расчет на загрузку без инвестиций в основной капитал не оправдан, так как всех потребностей страны не обеспечит. К примеру, даже если загрузить все производственные мощности по производству сельскохозяйственных тракторов, которые сейчас используются только на 19,3% (2013 г.), объем производства сможет удовлетворить только 45% потребностей и это с учетом, что потребности будут на текущем уровне, хотя они будут значительно возрастать в результате масштабного импортозамещения во всех отраслях.

ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ РАСЧЕТА

Оценить необходимые объемы инвестиций также можно на основе открытых данных по объявленным инвестиционным проектам, которые нуждаются в инвесторе. Совокупно на текущий момент промышленность нуждается в средствах на сумму 80 трлн рублей! И это только по зарегистрированным проектам, то есть созданным преимущественно стихийно без разработки специальных карт, на которых отражались бы пробелы российской промышленности (табл.1).


Таблица 1

Необходимость осуществления реальной и комплексной программы развития российской промышленности очевидна. Точечные и поверхностные преобразования не смогут содействовать суверенизации страны и трансформации ее в несырьевое государство. Но насколько эффективны уже принятые меры правительства, соотносятся ли они с задачами импортозамещения?

В марте в СМИ появилась информация, что в письме с итогами реализации политики импортозамещения в 2015 году, направленном в Правительство, фактически констатируется провал политики импортозамещения. Доля отечественных производителей на рынке радиоэлектроники за 2015 год выросла лишь на один процентный пункт, доля импорта в этом сегменте составляет 80%. Изначально в План импортозамещения в радиоэлектронной отрасли было внесено 534 проекта. На момент подписания плана их осталось всего 173. На конец 2015 года реализовалось 33 проекта, 7 были приостановлены из-за отсутствия денежных средств. Предполагается, что из требуемых на импортозамещение средств 41% выделит государство. 42% - это заемные средства, что сомнительно с учетом высоких ставок ЦБ. И 16,5% - это собственные средства предприятия, а в условиях кризиса это еще более проблематично.

На рисунке 3 видно, что за годы проведения так называемой кампании по импортозамещению в России не только не выросло производство, но оно в большей степени упало! И это при том, что промышленность и так не отвечала задачам обеспечения потребностей страны.


Падение производства связано в первую очередь с тем, что не был включен механизм оздоровления российской экономики, который жизненно был необходим в условиях кризиса. Меры, предпринятые государством, оказались недостаточными. Рассмотрим главные решения в данной сфере.

Антикризисный план ориентирован на спасение банковского сектора. Предлагается докапитализировать банки на сумму 1 трлн р, предоставить гарантии под кредиты на сумму 30 млрд р. В отношении импортозамещения в плане предлагается выделить 20 млрд рублей (всего) на субсидирование процентной ставки по кредитам - той самой ставки, которую при прежнем уровне в 5,5% можно было бы рационально субсидировать. В отраслевом разрезе план предусматривал финансирование свыше 1,7 трлн рублей на спасение банков, которые пострадали в результате ошибочной политики ЦБ. На поддержку промышленности были выделены весьма скромные суммы: меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта - 4 млрд р, поддержка малого и среднего предпринимательства - 5 млрд, сельское хозяйство - до 50 млрд, промышленность и топливно-энергетический комплекс - 17 млрд. Реальному сектору экономики Антикризисный план не помог, деньги были направлены на тушение рукотворного пожара в банковском секторе.

Системообразующие предприятия: это формальный список предприятий, которые могут рассчитывать на государственную поддержку, но не обязательно ее получат. Их включили формально. В список попали не нуждающиеся в господдержке предприятия розничной торговли. Около треть предприятий - это компании с иностранным капиталом (офшорная юрисдикция), в то же время из списка вычеркнуты полностью целые отрасли промышленности: станкостроение, радиоэлектронное оборудование, авиастроение, двигателестроение, судостроения и др. Сокращено число компаний фармацевтической промышленности, агробизнеса. Вспоминая опыт 2008-2009 гг. , когда из 295 предприятий в итоге реальную поддержку получили всего 40, говорить об эффективности и результативности данной меры не приходится. Данный список является декларацией и не представляется механизмом государственной политики в части импортозамещения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

Российская властная элита продолжает целенаправленно сокращать государственные расходы. Отрасли импортозамещения не попали в список неприкосновенных расходов, поэтому в целом их объем будет сокращен на 10%.

По структуре расходов в разрезе государственных программ стоит выделить, что из общей совокупности программ на долю тех, которые могут отвечать задачам импортозамещения, приходится только 6% от всех расходов (рис. 5).


Рис. 5. Доля финансирования программ в общем объеме расходов федерального бюджета на Государственные программы, 2015 г.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

К ним стоит отнести новую редакцию государственной программы России «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в которой прописана цель по снижению импортозависимости к 2020 году. В 2015 году Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 20 отраслевых программ импортозамещения в гражданских отраслях промышленности. В рамках этих программ планируется реализовать в общей сложности примерно 2,5 тысячи проектов. Выделение средств для поддержки импортозамещения происходит в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках.

В 2014 году была принята программа поддержки инвестпроектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования. В рамках программы финансируются только отобранные в результате конкурса проекты, реализуемые до 2018 года в определенных секторах экономики: сельское хозяйство; обрабатывающая промышленность; химическое производство; машиностроение; жилищное строительство; транспорт; связь и телекоммуникации; энергетика. Деятельность на бумаге по импортозамещению развели бурную, но статистика говорит за себя об эффективности этой деятельности: инвестиции в основной капитал в 2015 году упали на 8,4%! Производство в секторе обрабатывающая промышленность - на 5,4%! ВВП просел на 3,69%.

ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Совокупный объем фонда составил всего 20 млрд рублей. Фонд кредитует проекты под ставку в 5%. На 2016 год фонд выделил средства только на 20 млрд рублей, а объем заявок составил 454 млрд рубл, потребность в инвестициях значительно выше. Чем готовность власти помочь с инвестированием! Из 1311 заявок, поданных в Фонд, одобрено было всего 74 - это менее 6% от поданных заявок. Однако общие объемы финансирования явно недостаточны даже для развития одной отрасли обрабатывающей промышленности.
Фонд национального благосостояния

Средства фонда, формируемого за счет нефтедоходов, предполагалось в конце 2013 года направить на развитие инфраструктурных проектов. Однако за 2014 год финансирование проектов из фонда не осуществлялось. В конце 2014 года в качестве основного претендента на получение финансовой помощи называли Роснефть, то есть по факту помощь вновь оказывается не обрабатывающей промышленности, а сырьевым гигантам. В декабре 2014 года был принят закон, по которому до 10% средств Фонда национального благосостояния (это 394 млрд р) может быть направлено в банки с капиталом не менее 100 млрд руб. То есть средства фонда будут адресованы для поддержки сырьевого сектора и докапитализацию банков.

СТАВКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Главная причина обострения ситуации - это процентная политика Банка России. Со ставки в 5,5% на начало 20014 года он поднял ставку до 17%, тем самым превратил кредитование в недоступный механизм инвестирования. В последствии ставка была снижена до 11%, но в условиях резкой девальвации рубля инвестиционные проекты оказались нерентабельными: кредиты дорогие, а оборудование, которое до сих пор в России не производится, для нужд импортозамещения увеличилось в цене пропорционально обесценению рубля. При уровне заемных средств в оборотном капитале в среднем в 60–70%, а в некоторых отраслях свыше 90%, повышение ставки привело к росту издержек производства, то есть увеличению цен.

Долгосрочное кредитование для реализации инвестиционных проектов (инвестиции в основной капитал) оказалось практически приостановленным, поскольку надежды на снижение процентной ставки вынуждают производителей приостанавливать программы инвестирования в основные фонды. Ситуация, созданная ЦБ, может быть охарактеризована только как рукотворный кризис, в результате которого в первую очередь пострадали показатели экономического роста.

ОТТОК КАПИТАЛА И ДЕФИЦИТ ВНЕШНИХ ИНВЕСТИЦИЙ

В 2014 году в результате действий Банка России из страны было вывезено $153 млрд, что при текущем курсе составило 9,2 трлн рублей. Это около 13% ВВП или 65,5% расходов федерального бюджета 2014 года. В 2015 году отток капитала составил $56,9 млрд - 5,1% ВВП страны. Это колоссальные средства, которые могли служить задачам развития отечественной промышленности. И это при том, что было объявлено о принятии антиоффшорного закона. Из страны ежегодно вывозятся огромные суммы, как в виде непосредственного оттока капитала, так и под предлогом инвестиций за рубеж, которые преимущественно направляются в оффшорные зоны.

Но на что тогда надеется правительство? На отмену санкций, но это возможно лишь в случае возврата Крыма. На восстановление цены на нефть? Но даже при возврате к прежней цене экономика будет пребывать в состоянии рецессии.

И вопрос - а где же взять деньги? Запустить тот самый эмиссионный механизм постепенной подкачки средств в реальный сектор экономики, доведя за 7 лет уровень денежной массы до 100% от ВВП. Это позволило бы уже в следующем году получить 6,3 трлн рублей на нужды развития экономики.

Итак, какие меры необходимы для проведения импортозамещения?

1. Пересмотр денежно-кредитной политики: отказ от либеральной парадигмы, снижение процентной ставки, превращение кредитования для реального бизнеса в доступный источник инвестирования.

2. Перестройка системы образования: формирование государственного заказа на подготовку специалистов, необходимых для проведения импортозамещения. Текущая система образования готовит преимущественно специалистов гуманитарного профиля и управленцев - 58,9% от всех выпускников. В то время как на естественнонаучные и технические специальности отводится минимальное количество бюджетных мест, в коммерческих ВУЗах такая подготовка не осуществляется. В то же время для задачи импортозамещения нужны как специалисты с высшим образованием, так и выпускники средне-специальных учебных заведений.

3. Пересмотр стратегических планов развития страны. Разработка детальной программы импортозамещения во всех отраслях. Отказ от разработки сценария развития России при сырьевой модели, который в итоге всегда оказывается базовым.

4. По примеру Ирана предлагается реализовывать программы импортозамещения в отдельных отраслях силами государства. То есть провозгласить отрасли стратегическими, создать государственные предприятия, выполняющие как государственный заказ, так и частный, а также ориентированные на экспорт продукции и расширение мировых рынков сбыта. Стратегическими отраслями должны стать как сектор тяжелой промышленности, так и легкой. Исключение могут быть сделаны только по группе товаров, производство которых в России нерентабельно (например, некоторые виды ткани, продукции сельского хозяйства). Но в первую очередь страна должна полностью себя обеспечивать в секторах: фармацевтическая промышленность (как лекарства, так и медицинское оборудование), станкостроение, авиа и судостроение, машиностроение, автомобилестроение, пищевая промышленность, текстильное производство, производство бытовой техники. При этом необходим четкий контроль качества, чтобы отечественные аналоги не уступали зарубежным.

5. Пересмотр обязательств, взятых Россией при вступлении в ВТО. Это может быть как приостановление членства, так и выход из организации до тех пор, пока отечественная обрабатывающая промышленность не станет конкурентоспособной с иностранной. В рамках ВТО Россия не сможет реализовать программы импортозамещения.

Итак, предложенная программа выходит за рамки декларированных основ политики импортозамещения, сосредоточенных исключительно на финансовом аспекте. Риски срыва импортозамещения крайне велики. Но если оно не состоится, Россию ждет в будущем Россия текущего момента - сырьевой придаток с сокращающимися расходами на социальную сферу, с доминирующим капиталом крупнейших ТНК, подчиненная навязанным Западом правилам поведения. Итоги первых лет уже доказывают, что власти заняли выжидательную стратегию - ждать, пока конъюнктура на нефтегазовом рынке не улучшится, а тогда уже возможным будет вновь восседать на лаврах легкого роста за счет нефтекотировок.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Поделиться