С чего начать гончарное производство. Гончарное ремесло для начинающих. Почему именно гончарная школа

Гончарные изделия всегда были и будут на пике популярности. Они появились еще во времена Древнего Египта (примерно в 1500 годах до нашей эры). Для тех, кто не в курсе, объясним. Гончарные или керамические предметы изготавливаются из различных видов глины путем смягчения ее водой, дальнейшей лепки и обжига. Данная технология не меняется вот уже три с половиной тысячелетия. Какие-то процессы автоматизировали, но в целом создание современной керамики подразумевает все те же шаги, которые предпринимали древние мастера.

Нужно сказать, что даже появление новых материалов, таких как металл, стекло и даже пластик, практически не повлияло на популярность гончарных изделий. Спрос на них, как и много веков назад, до сих пор превышает предложение. А значит, это очень перспективное направление для открытия интересного, нестандартного и очень малораспространенного бизнеса.

Казалось бы, все просто, нужно только и начать делать деньги. Но не все так легко, как вы можете подумать. Ведь, чтобы преуспеть в этом непростом деле, прежде всего, нужно стать мастером гончарного искусства. Это важный момент, независимо от того, собираетесь вы участвовать в процессе изготовления керамических изделий, или предпочитаете управлять бизнесом с позиции руководителя. Знание производственного процесса — очень важно. Поэтому, прежде всего, вы должны освоить хотя бы азы гончарного дела.

Сделать это можно несколькими способами. Первый — поступить в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, где в течение шести лет вы будете изучать и познавать новую перспективную профессию (факультет скульптуры). Конечно же, с таким багажом знаний вам ничего не будет страшно, и вы гарантировано займете свое место в данной сфере. Но, скорее всего, вы не захотите тратить шесть лет своей жизни на обучение в ВУЗе.

К счастью, есть и другие способы освоить гончарное ремесло. Самый быстрый и эффективный — нанять репетитора. Уроки мастера стоят очень дорого. От 1000 рублей за час занятия. Но, если вы мечтаете самостоятельно изготавливать керамические изделия, это один из самых лучших и быстрых способов обучения. Если же вы собираетесь лишь управлять гончарной мастерской и желаете понимать производственный процесс, идеальным вариантом станут краткосрочные курсы. Стоимость такого обучения обойдется вам в 10-15 тысяч рублей за 2 месяца занятий (два раза в неделю по 3-4 часа). Вряд ли после таких курсов вы станете мастером, но процесс изготовления керамики будете понимать.

Итак, предположим, что вы познали азы керамического искусства и готовы открыть собственную гончарную мастерскую. Что дальше? А дальше нужно пройти несколько обязательных этапов. Прежде всего, вы должны знать, что организация данного бизнеса потребует вложений в сумме от трехсот тысяч рублей и выше. «Потолок» зависит от планируемых масштабов производства, количества работников и уровня приобретаемого оборудования.

Месторасположение и помещение под гончарную мастерскую

Помещение необходимо небольшое — от 50 квадратных метров. Этого вполне достаточно для организации производства керамических изделий. Кроме того, вам понадобится помещение склада — от 15 квадратных метров. Здесь, как вы уже поняли, будет храниться готовая продукция.

Требование к помещению максимально простые. Оно должно находиться на первом или цокольном этаже здания (ведь это производственный цех). Из необходимых для работы коммуникаций — электрическая сеть, вода и канализация. Кроме того, необходимо позаботиться о системе вентиляции и кондиционирования.

Оборудование для гончарной мастерской

Для производства керамических изделий ручной работы вам понадобится гончарный круг. Кроме того, необходимы точные весы для дозировки глины, станок для замеса глиняной массы и, конечно же, специальная печь для финального обжига готовой продукции. Также дополнительно могут пригодиться различные формы для создания каких-то фигурок, рамок или магнитов на холодильник. И еще — для многих керамических изделий (например, для статуэток) вам понадобятся краски и кисти.

Персонал гончарной мастерской

При желании и некоторой доли упорства вы можете заниматься всеми производственными процессами самостоятельно. Но быстро добиться успехов таким образом не получится. Намного эффективнее — использовать разделение труда (которое изобрел великий Генри Форд). Пусть один человек занимается замешиванием глины, второй приданием формы, третий обжигом, четвертый раскрашиванием готового керамического изделия. А вы в этот момент будете заниматься организационными вопросами, искать поставщиков и каналы сбыта.

Технология производства гончарных изделий

Весь производственный процесс выглядит примерно следующим образом. Сначала создается глиняная смесь. Для этого глина смешивается с водой и перемешивается до образования нужной консистенции. Вы должны знать, что сортов глины достаточно много. И для каждого изделия, будь то посуда или рамка для фотографии, необходим свой вид глины.

Если это посуда, то смесь отправляется на гончарный круг, где мастер создает необходимую форму. Также может использоваться гончарный стол или специальные формочки.

На последнем этапе керамику обжигают в печи. Это наиболее долгий процесс, занимающий до 80 процентов времени изготовления. Чем лучше будет обожжено изделие, тем оно будет крепче и долговечнее.

Последний штрих — придание изделию завершенного вида путем раскрашивания, лакировки и упаковки (если необходимо).

Каналы сбыта готовой продукции

Во-первых, вы можете организовать собственную розничную точку для продажи своих изделий. Во-вторых, можно открыть интернет-магазин, что избавит вас от многих ежемесячных трат, вроде стоимости аренды посещения. В-третьих, можно заключить договора на поставку ваших изделий с магазинами подарков и сувениров. Вариантов много. Нужно лишь выбрать наиболее подходящий для вас.

И еще. Вы можете зарабатывать не только на изготовлении и продаже керамических изделий, но и на обучении гончарному искусству всех желающих. Можно открыть школу или курсы прямо при производстве. Учитывая стоимость таких уроков, обучение гончаров может стать для вас прекрасным источником дополнительного дохода. Желаем вам хорошего бизнеса!

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает . Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Конечно, в домашних условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире...

Мастерская на даче

Работа с глиной — штука довольно грязная. В том смысле, что отмывать потом придется все и вся. И если лепить фигурки можно и дома, в городской квартире, то создавать свои первые шедевры на гончарном круге в квартире не очень удобно. У вас появилось стойкое желание соприкоснуться с удивительным природным материалом и попробовать освоить (пусть пока неумело, пусть лишь только как развлечение) одно из древнейших ремесел — гончарное дело? Лучшего места, чем дача, для этого не найти. Именно здесь гораздо легче организовать рабочее пространство, разместить все необходимое. Именно на даче или в деревне работа за гончарным кругом будет более органичной, вписывающейся в окружающий пейзаж, как прикосновение к истокам, к народной истории и культуре.

В настоящее время к услугам начинающих и "продвинутых" керамистов существуют целые специализированные магазины, где можно приобрести все необходимое, начиная от гончарных кругов и разных видов глины и заканчивая печью для обжига готовых изделий. Не пугайтесь, печь нам пока не понадобится. Штука эта дорогостоящая и на первых порах совсем не обязательная. Для начала имеет смысл научиться делать самые простые формы на гончарном круге и правильно их сушить. А обжигать свои творения можно, например, в школах детского творчества или керамических мастерских, где есть соответствующее оборудование. Или на первых порах вообще оставлять без обжига. Если же гончарное ремесло "зацепит" вас всерьез, если вы почувствуете, что это ваше, тогда уже можно будет подумать и о печи. Кстати сказать, в деревне можно сделать дровяную печь для обжига самостоятельно, обратившись за помощью к мастеру или воспользовавшись специальной литературой.

Необходимые инструменты

Понятно, что гончарный круг — это главное приспособление, без которого нам никак не обойтись. С тех пор, как какой-то безвестный гений придумал и создал первый гончарный круг, прошло около 7 тыс. лет. С тех пор принцип действия этого устройства нисколько не изменился. Гончарный круг — это небольшой диск из гладкого материала (дерево, пластик, камень, металл и др.) с жестко прикрепленной снизу осью. К противоположному концу оси крепится передача, благодаря которой диск может вращаться. Первые гончарные круги были ручными. Затем появились ножные. Они удобнее, потому что позволяют освободить для работы обе руки мастера. Большинство современных гончарных кругов электрические. Они достаточно удобны и облегчают физический труд гончара. Хотя некоторые мастера утверждают, что настоящий гончарный круг — это все-таки ножной. Только на нем можно плавно и гибко регулировать скорость вращения, что очень важно для лепки.

Сейчас есть возможность приобрести гончарный круг промышленного производства. Как правило, такие круги вполне удобны в работе. Но есть любители-самоделкины, которые изготавливают такие круги самостоятельно.

Для мало-мальски серьезного творчества вам не подойдут появившиеся в продаже детские гончарные круги на батарейках. Они относятся к категории игрушек, при некотором опыте на них можно смастерить лишь совсем крошечные изделия (например, кукольные блюдца). Мощности батареек на большее не хватит.

Еще для работы нам пригодятся стеки — специальные деревянные или пластиковые инструменты для снятия лишнего материала и более тщательной проработки деталей. Кроме этого понадобится проволочка с ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга, для отрезания глины и других работ. Вместо проволоки подойдет самая тонкая гитарная струна. Длина ее должна примерно равняться ширине плеч.

Песнь о глине

Глины бывают очень разными и по происхождению, и по минеральному составу, и по содержанию всевозможных примесей. Промышленная классификация делит их на каолины, глины, сухари (огнеупорные глины) и сланцевые глины (плохо размокающие в воде). Есть такое понятие, как "жирная" (пластичная) и "тощая" (сухая) глина. Для гончарных работ глина должна быть достаточно "жирной". Иначе она будет плохо лепиться и трескаться при обжиге. Причем, чем тоньше, изящнее изделие, тем более жирная глина для него используется. Различается и цвет глины. Она может быть красной, коричневой, зеленой, голубой, белой, серой и даже шоколадного или грязно-черного цвета. Цвет глине придают окиси различных металлов: алюминия, железа, титана. Если их общее число не превышает 1%, изделие и до, и после обжига будет белого цвета. Если же содержание окисей больше 1%, готовое изделие покраснеет, даже если сырая глина была зеленой или голубой.

Пожалуй для начинающих гончаров лучший выход из положения — это покупка готовой глины в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Чаще всего гончарную глину продают в виде порошка. Она уже очищена от примесей и имеет все необходимые добавки. Ее нужно лишь правильно приготовить. О том, как это сделать, лучше дополнительно узнать у консультантов в магазине.

Перед началом работы даже с полностью готовой к употреблению глиной необходимо проделать еще одну очень важную операцию — "перебить". Скатайте на деревянной доске валик из глины и разорвите его на две части движением, похожим на выкручивание белья. Затем с силой бросьте куски на стол, сложите их, скатайте и снова разорвите. Процедуру необходимо повторить 20-25 раз. Делается это для того, чтобы удалить из глины пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Оставшийся воздух будет очень мешать при работе на гончарном круге и может разорвать готовое изделие при обжиге. Комок глины можно не разрывать руками, а разрезать при помощи проволоки. Кстати сказать, многие мастера считают этот способ более правильным. После этого приступаем к так называемому спиралевидному замешиванию. Делается это так. Подготовленный кусок глины кладется на стол, сверху помещаются обе ладони. Основная нагрузка должна приходиться на нижние части ладоней. Надавите ладонями на глину, как бы отталкивая ее от себя, одновременно немного поворачивайте ладони против часовой стрелки. Если все сделано правильно, послышатся легкие хлопки лопающихся пузырьков воздуха. Затем отпустите глину и чуть-чуть поверните весь комок по часовой стрелке, возвращая на прежнее место. Операция повторяется 30-40 раз. Старайтесь избегать складок, в них может прятаться ненужный воздух.

Наконец наша глина готова. Приступаем к лепке. Будьте готовы к тому, что поначалу у вас ничего не будет получаться. Это нормально. Если есть такая возможность, понаблюдайте за мастером, работающим на гончарном круге или, еще лучше, возьмите несколько уроков гончарного ремесла. Сейчас появляется все больше подобных творческих курсов и мастер-классов. Если такой возможности нет, придется осваивать мастерство методом проб и ошибок. В этом очень пригодится толковая книжка-самоучитель с пошаговым описанием работы и картинками-схемами. Надо отметить, что главный способ овладения гончарным делом — это многократное повторение. Постарайтесь добиться того, чтобы ваши руки выполняли механическую работу почти автоматически. Смотрите на ваши работы, как на ученическое упражнение. И не отчаивайтесь. Как известно, не боги горшки обжигают. В гончарном ремесле нет строгих правил касательно того, как изготавливать посуду, а мастерство приходит с опытом.

Итак, попробуем. Отрежьте проволокой кусок глины, придайте ему округлую форму и положите в центр станка, слегка придавив к поверхности. Если глина отклонилась от центра, поправьте ее руками, а затем запустите гончарный круг. Глина должна размещаться строго по центру, иначе она будет вращаться неравномерно и, в конце концов, соскочит с круга. Пожалуй, это самое сложное для новичков — научиться выкладывать глину строго по центру. Отцентрованный кусок кажется почти неподвижным, глина не должна изгибаться или смещаться. Очень важна правильная постановка рук гончара. Локти следует прижать к корпусу, а согнутые кисти рук со слегка сближенными запястьями держать на вращающемся куске глины. Нужно постараться максимально расслабить руки, движения должны быть мягкими и плавными, без резких рывков.

Движения, которые вы будете проделывать руками, зависят от того, какую форму вы хотите получить. Допустим, мы задумали слепить кувшин. Придавив глину, сделайте из нее колобок или небольшой купол, заглаженный с боков. Теперь сдавите глину обеими руками и, поднимая их, преобразуйте купол в конус, а затем снова в купол. Большим пальцем правой руки наметьте центр на вершине купола и начинайте постепенно вдавливать в него палец вертикально. Остальные пальцы находятся снаружи купола. В образовавшееся отверстие выжмите из губки немного воды. Чтобы раздвинуть глину в стороны, пальцы левой руки опустите внутрь до дна углубления, а пальцы правой поместите на наружную стенку. Надавите левой рукой на поверхность изделия. Руки следует постоянно смачивать водой. Вытяните цилиндр до нужной конечной высоты. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой палец правой руки прижимайте к внешней стороне. Для вытягивания стенок двигайте руки от дна к верху. Старайтесь, чтобы стенки были одинаковой толщины. Главная задача на этом этапе — получить ровный, полый внутри цилиндр с дном. Затем начинаем преобразовывать его в вазу, кувшин или другое задуманное изделие. Для этого существуют определенные правила:

  • если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то его стенки будут вытягиваться с расширением формы. Руки должны находиться и внутри и снаружи цилиндра, одна против другой, вместе определяя толщину стенки и величину давления;
  • чтобы вытянуть шейку кувшина, необходимо захватить двумя руками его верх с внешней стороны и сжать до нужного размера;
  • если у кувшина по замыслу должно быть узкое горлышко, следите, чтобы случайно не расширить его слишком сильно;
  • воду, которая собирается на дне изделия, удобно удалять губкой, надетой на проволоку;
  • попробуйте выточить тонкий край изделия, пальцами закруглить его на внешнюю сторону и завернуть. Так вы получите характерную для гончарных изделий деталь декора;
  • если нужно сделать носик, возьмитесь за край кувшина двумя пальцами левой руки и надавите между ними указательным пальцем правой.

Чем большее керамическое изделие вы хотите получить, тем сложнее его делать. Поэтому начинать лучше с небольших блюдец и тарелок. Для этого нужно выложить в центре гончарного круга глиняный диск небольшой высоты, соответствующий размеру будущей тарелки. Наиболее тщательно следует делать днище, потому что у плоских изделий оно является самым уязвимым местом. Глину здесь нужно придавливать посильнее. Затем большим и указательным пальцем приподнимите глину от внешнего края, чтобы сформировать закругленный ободок. После этого начинаем разглаживать борт тарелки, слегка сжимая глину и одновременно растягивая в стороны. Не стоит слишком сильно истончать стенки изделия, иначе при обжиге они будут трескаться и "вздуваться".

Сушка и декорирование

Когда изделие готово и вы им остались довольны, срежьте его с круга специальной проволочкой с двумя ручками. Дважды протяните проволочку под днищем изделия, потом сдвиньте его с круга и перенесите на смоченную водой подставку. Теперь наступает следующий важный этап — сушка. Главная задача заключается в том, чтобы глина сохла равномерно, иначе она потрескается. Поэтому избегайте сквозняков и прямых солнечных лучей. Оботрите изделие влажной губкой или мокрыми руками, убирая всевозможные неровности, затем накройте влажной тканью и поставьте сохнуть в закрытый ящик (лучше оцинкованный).

Примерно через сутки, когда изделие немного подсохнет, его вынимают из ящика, аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой и приступают к отделочным работам. Например, поверхность кувшина или вазы можно "выглаживать". Для этого ее натирают каким-нибудь гладким предметом. При этом верхний слой глины уплотняется и начинает блестеть. После обжига такая посуда блестит еще больше. На мягкой глине можно выполнять и текстурную отделку. Из дерева или резины вырезают штампы. Вдавливая их в сырую глину в определенной последовательности, можно получить уникальный узор или орнамент. Интересные отпечатки получаются от придавливания к глине грубой мешковины. Еще можно нанести узор или рисунок процарапыванием. Выполняется оно шилом, ножом или другим острым предметом.

Кроме этого, очень популярным видом отделки гончарных изделий является роспись ангобами. Ангобы — это специально приготовленные жидкие глины. Такую роспись проводят по сырому, сухому и даже обожженному изделию. Декорирующий состав наносят кисточкой, пульверизатором или погружают изделие в емкость с раствором. После такой росписи изделия обжигают при температуре 700-800°С.

Более высокой степенью отделки является глазуровка. Глазурь — это тонкое стеклообразное покрытие, которое образуется при наплавлении на поверхность глиняного изделия силикатных соединений, ее также можно купить в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Они предохраняют керамику от загрязнения, делают ее более прочной. Глазури бывают очень разными: прозрачные, цветные, бесцветные. Эмаль — это одна из разновидностей глазури. Она непрозрачна и используется как основа под керамическую краску. Эмаль наносят методом поливания, подсушивают, а затем расписывают керамику специальными красками. Когда краски полностью высохнут, изделие обжигают.

Для обжига обычно используют специальные электрические печи. Если у вас есть доступ к подобному оборудованию, обжиг производится следующим образом. После подсушивания и декорирования изделие помещается в печь на 1,5-3 часа для дополнительного подсушивания при температуре 150°С. Сначала температуру в печи повышают медленно до тех пор, пока не испарится вся влага. Затем каждые 30-40 минут температуру поднимают на 50°С и доводят до 400°С. Когда изделие начнет краснеть, температуру повышают более резко — на 100°С каждый час и доводят до 800-900°С. Этот жар выдерживают в течение часа и выключают печь. В первые часы охлаждение должно идти медленно, пока температура не упадет до 450-400°С. Когда температура снизится до 200°С, печь можно открыть. Изделие вынимают лишь тогда, когда оно остынет до комнатной температуры. Весь процесс остывания занимает обычно 10-12 часов. Теперь, при необходимости, изделие расписывают глазурями, а затем повторяют весь процесс обжига еще раз, чтобы глазурь расплавилась.

Расход глины

Очень полезно знать, сколько необходимо взять глины, чтобы сделать то или иное изделие определенного размера. Как правило, новички берут слишком много глины, и это одна их причин возможных неудач. Для изготовления чайного блюдца с диаметром дна 13 см нам потребуется примерно 800 г глины, для обеденной тарелки с диаметром дна 23 см вес глины увеличится до 1400 г. Для кружки высотой 9 см или кувшина объемом 0,2 л потребуется всего 350 г глины. Полулитровый кувшин получится из 500 г глины, а чайник из 1000 г. Добавьте к чайнику носик (250 г) и крышку (250 г). Рекомендуется вести своего рода дневник, куда вы будете записывать информацию по каждому вашему изделию: сколько глины потребовалось на изделие и детали (крышки, носики, ручки), какие-то особенности технологии и т.п. Сюда же можно зарисовывать интересные изделия, увиденные в музеях или на выставках, делать наброски своих собственных ваз и кувшинов, которые существуют пока лишь в вашем воображении. Такие записи помогут совершенствовать мастерство, не делать грубых ошибок, сохранить на долгие годы массу полезной информации, которая иначе непременно забудется.

Понятно, что научиться работе на гончарном круге, прочитав всего одну короткую статью, очень сложно. Вам понадобится много времени, упорного труда и хороший наставник или толковый самоучитель. И кто знает, может быть ваши замечательные работы станут не только украшением дома, но и займут достойное место на выставках керамики.

Виктория Белобородова

Многие из нас имеют своё хобби. Обычно эти занятия приносят только моральное удовлетворение. Но кто сказал, что увлечение не может быть доходным? Именно к такому доходному виду деятельности можно отнести гончарное искусство. Во сколько же обойдётся открытие небольшой гончарной мастерской? И сколько можно заработать, вращая гончарный круг?

Основной материал , с которым работает гончар – это глина. Она бывает разных сортов и выбирается, в зависимости от изготавливаемого изделия.

Технологические процессы гончарного производства – это замес, лепка и обжиг. В дальнейшем готовое изделие может покрываться глазурью.

Время изготовления одного керамического горшка может занимать около двух часов. При этом 20-30 минут уйдут на замес и лепку из глины, а остальное время – на сушку и обжиг.

В любой работе есть свои нюансы. В гончарном деле общий процент брака доходит до 20-30%, а на первых порах может составлять и половину всех глиняных горшков. Степень пригодности сырья, лепка из глины, уровень сухости перед обжигом — всё это влияет на качество готовой продукции. Если вращать гончарный круг вы намерены самостоятельно, то придётся освоить все процессы и вникнуть во все технологические детали. Также, для изготовления глиняной посуды или сувенирной продукции, необходимо обладать художественным вкусом и воображением.

Состав оборудования гончарной мастерской включает
— муфельная печь – желательно 3-4 штуки. Цена составляет около 100 тыс.руб;
— гончарный круг – количество зависит от числа наёмных работников. Цена составляет 30-50 тыс. руб. Но существуют способы изготовления гончарного круга своими руками;
— глиносмесительная машина – цена около 30 тыс. руб;
— весы – цена около 6 тыс. руб;
— формы для изделий – количество по потребности.

Состав помещений гончарной мастерской состоит из производственной зоны и склада. Процесс глазуровки лучше проводить в отдельной комнате с хорошей вентиляцией. В состав глазури входит свинец и другие химические элементы, поэтому необходимо соблюдать меры собственной безопасности.

Площадь помещений подбирается, в зависимости от объёмов изготовления и количества рабочих. Минимальные промышленные объёмы предполагают не меньше 50 кв.м. производственных площадей, при этом под склад отводится около 20 кв.м. Аренда такого помещения составит около 30-40 тыс. руб. в месяц.

Деятельность гончарной мастерской попадает под код ОКВЭД 26.21 «Производство хозяйственных и декоративных керамических изделий». В эту категорию входит производство посуды, хозяйственных принадлежностей из керамики, а также статуэтки и прочие декоративные изделия. При этом производство игрушек в эту группу не входит. Если планируется выпуск и таких изделий, то при регистрации необходимо добавить код ОКВЭД 36.50 «Прочие производства». Количество зарегистрированных видов экономической деятельности должно быть максимальным и включать все возможные производства.

В качестве организационно-правовой формы при регистрации деятельности лучше выбрать ИП по упрощенной системе налогообложения. Это позволит сократить налоговые выплаты и страховые взносы.

Численность персонала мастерской напрямую зависит от объёмов реализации. Как правило, гончарным искусством занимаются люди, влюбленные в свое ремесло. А таких немного. К тому же глиняная посуда, сувенирная продукция – это эксклюзивные авторские работы. Найти заказчиков и организовать сбыт — очень трудоёмкий процесс. Обычно мастера вывозят свои изделия в места с большим потоком иностранных туристов, на всевозможные фестивали и выставки, поближе к Европе. Туда, где глиняные горшки и крынки, выполненные своими руками, пользуются спросом. Поэтому и штат в небольшой гончарной мастерской состоит из 1-2 человек.

Налаживание сбыта — самый ответственный момент во всём гончарном бизнесе. Несмотря на то, что объёмы продаж сувениров в последние годы существенно выросли, 90% всех изделий производится за пределами России. Во всяком случае, торговцы завозят свой товар из Юго-Восточной Азии. Значит, для отечественного производителя этот рынок еще свободен.

По мнению оптовиков, российские изготовители очень ненадежны в плане сроков и качества своей продукции. Для крупной сувенирной сети минимальная партия изделий одного наименования должна составлять не менее 1000 штук. Поэтому, при заключении договора с таким заказчиком, существуют очень большие риски для поставщика.
Договоренности с маленькими сувенирными лавками более привлекательны для небольшой гончарной мастерской. Объёмы поменьше, но и доходы — соответственно.

Один из вариантов реализации – это изготовление изделий по индивидуальному заказу. Например, при дизайне интерьеров многие ищут особенные вазы, глиняные горшки или рельефы, изразцы или рамки. В качестве рекламных сувениров, хорошо идут магниты на холодильник, небольшие подставки под канцелярию, глиняные фигурки, пивные кружки.

Развитие гончарного бизнеса предполагает, кроме сбыта готовой продукции, и налаживание программы по обучению гончарному делу. Организация мастер-классов или учебных курсов может стать хорошей доходной статьёй. Интерес к этому виду искусства был всегда. Вращать гончарный круг, наблюдать превращение куска глины в стройную вазу или кувшин – это поистине удовольствие. Поэтому желающих попробовать найдется не мало. К тому же, в последнее время, стала очень востребованной гончаротерапия. Кстати, проводить мастер-классы можно с выездом на дом к заказчику. И, в качестве заказчиков, тут могут выступать элитные школы и детские сады.

Реклама продукции и услуг – это элемент продвижения любого бизнеса, в том числе, и гончарного. Для того, чтобы быть замеченным и оцененным, придется основательно потратиться на рекламу. Но, как говорится, цель оправдывает средства.

Стоимость глиняной продукции составляет от 100 до 1000 руб. за штуку. Цена зависит от объёма, формы, дизайна, сложности работы. Сувениры, магниты расходятся по цене от 40 до 100 рублей.

Стоимость обучения может варьироваться от 300 до 1000 рублей за час. Все зависит от профессионализма мастера и наличия желающих заплатить ту или иную сумму.

Подводя итог всему вышесказанному, можно охарактеризовать бизнес-модель идеальной гончарной мастерской, которая работает сразу по трем направлениям: 1) производство глиняных изделий для крупных оптовиков; 2) отдельный небольшой цех для производства авторских работ на заказ; 3) школа для обучения гончарному делу. Во главе этого предприятия стоит сам индивидуальный предприниматель и осуществляет непосредственный контроль за качеством производимой продукции и сроками поставок.

Что касается первоначальных капиталовложений, то, как видно, они небольшие. Открытие мастерской и раскрутка потянут на сумму не больше 10 тыс. долларов. А вот сроки окупаемости и объём прибыли будут зависеть от креативности и организационных способностей самого предпринимателя.

Александр Бердин-Лазурский - самарский Билли Миллиган: одни знают его как дизайнера и фотографа, другие - как музыканта, а год назад список увлечений дополнила еще и керамика . Каждый вечер Александр перемещается от офисного компьютера в международной компании к гончарному кругу, чтобы создать новую партию посуды, повысить скилл работы с глиной и фарфором, а затем передать его ученикам. При поддержке проекта «Мастера России» мы поговорили с ним о том, реально ли заработать на гончарном деле, кто выбирает эксклюзивную посуду вместо стандартных чашек из «Икеа», почему керамика состоит из сплошных факапов, а главное - сколько времени понадобится, чтобы стать настоящим мастером.

Оборудование за 260 тысяч и первая идеальная партия

Так уж вышло, что по жизни у меня довольно много увлечений: я фотограф, дизайнер, музыкант, преподаватель, токарь шестого разряда - и это далеко не весь список. Родные и друзья привыкли, что я занимаюсь разными вещами, поэтому когда дело дошло до керамики, никто даже не удивился.

Я увлекся гончарным делом, потому что оно позволяет получить реальную вещь. Одно дело, когда ты месяц разрабатываешь дизайн сайта, а потом отключают свет - и перед тобой ничего нет, а другое - когда в руках настоящий предмет со своей структурой, материалом, весом и формой. Это сильно меня зацепило. Тогда я подумал, что посуда - идеальная вещь, при создании которой я смогу применить все свои дизайнерские навыки.

Я люблю всему учиться сам, без наставников, да и пять лет назад в Самаре не было никого, кто мог бы помочь мне в новом увлечении. Я взял пару уроков в Союзе художников, но быстро понял, что это не то, что мне нужно. Там люди ориентированы на лепку скульптур, панно, картины и витражи. Посуда для них - слишком банально, а для меня даже кружка - огромная загадка, потому что нужно учесть кучу факторов - толщину стенки и дна, кривизну прикосновения к губе, положение ручки и ее форму, теплоемкость, цвет, вес. В итоге, я купил оборудование и устроил мастерскую дома прямо возле кровати - окутал все вокруг полиэтиленовой пленкой и сидел, как Декстер. Жена ночью спит, а я кручу. Гончарный круг и печь обошлись мне в 260 тысяч, но я решил, что это отличная мотивация, чтобы не свернуть назад.

Ответы на любые вопросы я находил в гугле. А вот чатики керамисты начали создавать только сейчас, год назад их еще не было. Первые полгода я делал много всего, но из раза в раз изделия гибли: взрывались в печи, растекались или разбивались во время обточки. Жаль, что я так и не нашел учителя, потому что под руководством профессионала результата можно добиться в десятки раз быстрее.

Сейчас я замечаю, что ребята, которые к нам приходят, через три занятия делают вещи, до которых я дошел только через полгода.

Я люблю рисковать, поэтому никогда не делал пробников: засовывал в печь полную партию, а не каждую кружку по отдельности. В какой-то момент звезды сошлись и все изделия уцелели. Совпала и глазурь, и форма, и цвета. Но оказалось, что самое сложное - повторить свой успех. Я мучался еще месяц - вроде делал то же самое, но ничего не выходило. Пришлось в очередной раз изменить технологию, чтобы получать хороший результат постоянно.

Практически всю посуду в тот момент я раздавал друзьям. Люди часто просят подарить изделие, если видят, что ты что-то производишь. Я с удовольствием соглашался, но предупреждал, что скоро начну делать еще лучше, а подарок уже преподнесен. Друзей это не останавливало, а зря, потому что гораздо выгоднее просить у меня что-то сейчас.

Мастерская и сотрудничество

После девяти месяцев работы в домашних условиях я понял, что пора искать мастерскую. Дело в том, что довольно сложно содержать квартиру в чистоте, когда ты постоянно разводишь и обтачиваешь глину. В голове уже тогда была идеальная картинка: я сижу где-нибудь на первом этаже, кручу посуду на гончарном круге, а мимо проходят люди, которые заглядывают в окна и что-то у меня спрашивают. В итоге все воплотилось.

Однажды ко мне пришла Саша Люлякина, сказала, что закончила гончарную школу в Воронеже и предложила объединить усилия. Я согласился, и мы сняли помещение на Чапаевской, 92 - нашли его через знакомых и довольно быстро. А главное - оно полностью соответствовало моему представлению об идеальной мастерской.

Поскольку я занимаюсь керамикой после основной работы и не могу проводить за гончарным кругом весь день, мы стали искать кого-нибудь крутого, кто мог бы работать в мастерской вместе с Сашей все время. В итоге подружились с девочками из творческой студии Lepco - они лепят руками, а не на круге, так что мы усилили друг друга, стали отличной командой, и теперь я не знаю в Самаре керамической организации основательнее, чем наша.

Сейчас мастерская работает как коворкинг, и мне это нравится. Люди приходят, платят 300 рублей в час и могут пользоваться всеми материалами, которые только видят. Ребята творят, а мы подсказываем, если требуется помощь. Мне кажется, это идеальный способ создать художественную атмосферу для людей, которые занимаются одним делом.

Единственная проблема - многие до сих пор не знают, что к нам можно прийти просто так, поэтому я еще и организую учебные курсы. Один из них длится три дня - за это время человек получает базовые навыки и может самостоятельно сделать себе посуду. Он стоит 4500 рублей и пользуется большой популярностью, потому что позволяет понять, нравится ли тебе керамика в целом. Второй курс обойдется в 18 000 рублей, но с ним можно освоить гораздо больше техник и форм. К тому же, в течение всего обучения есть возможность безлимитно пользоваться коворкингом, чтобы оттачивать свои навыки.

Заработок и спрос

У меня до сих пор нет клиентской базы. Я дизайнер и не хочу заниматься продажами - гораздо больше мне нравится мастерить и рисовать. Но когда дома стало слишком много посуды, я решил, что лучшие экземпляры могу продавать. Первую кружку отдал покупателю сам, но для этого мне пришлось выйти из дома, взять деньги, отдать вещь - для меня это слишком напряжно. Теперь продажей изделий занимается моя знакомая Настя Рязанова из студии Garden N. Мы познакомились, потому что я снимал свадьбы, а она работала в той же сфере флористом. Я просто передаю вещи в ее магазин, и сейчас это единственное место, где их можно купить.

Стоимость зависит только от того, насколько я хочу расставаться с тем или иным экземпляром. Материалы обходятся не очень дорого, но я сижу с этой кружкой три дня, а потом еще столько же ее выпекаю. Причем все это время есть шанс потерять изделие. Не стоит забывать и о пяти его сестрах, которые разбились на каком-то из этапов до того, как удалось получить идеальный экземпляр. Если с кружкой поработал иллюстратор, то она обойдется примерно в 3000 рублей, потому что это уникальная вещь, к которой приложил руку мастер своего дела. Посуда, над которой работал только я, стоит 1000 рублей. Она продолжает быть уникальной, но не несет в себе отпечатков сразу нескольких людей, с которыми я должен разделить прибыль.

Я никогда не стремился заработать ни на одном из своих увлечений. Так получилось, что с детства я живу с постоянным ощущением, что могу умереть прямо сейчас. Если я начну тратить время на то, что не люблю, то это будет очень неразумно. Мне нравится заниматься дизайном, поэтому я каждый день с удовольствием хожу на работу в офис. А потом с радостью ухожу, потому что иду туда, где мне нравится, быть может, еще больше. Мне кажется, если ты что-то любишь, то рано или поздно все затраты окупятся.

Материалы и технология

Работа с керамикой - долгий процесс. Сначала ты берешь комок глины и отминаешь, чтобы внутри не осталось пузырьков воздуха. Это имеет значение, потому что в противном случае посуда может треснуть. Затем самая любимая для многих часть - гончарный круг. Крутишь глину и она принимает некую форму. После этого изделие сушится примерно сутки и тогда глина становится твердой, но все еще остается влажной. Это идеальное состояние, когда ее можно обточить, сделать горлышко или приделать к кружке ручку. Затем глина сохнет еще несколько дней и посуда отправляется в печь на девять часов. Когда изделие остынет, раскрашиваем его или покрываем глазурью, а потом снова отправляем на выпекание.

Как правило, я покупаю испанскую, немецкую или французскую глину - в этих странах научились делать массы, с которыми приятно работать. Иногда беру фарфор, но он довольно дорогой - за 10 килограмм придется отдать 3000 рублей. Из такого бруска получится примерно 15 чашек, часть из которых уйдет в брак.

В основном все используют покупные глазури, но ее можно делать и самостоятельно. У меня получилось, и это совершенно новый уровень. Работать с покупной - это то же самое, что обрабатывать фотки готовыми пресетами в инстаграм. Я занялся собственной рецептурой, потому что не хотел лишать себя одного из измерений уникальности.

Неудачи в керамике

Керамика очень непостоянна, поэтому человек быстро перестает дорожить тем, что делает. А это важнейшее качество для художника, потому что оно помогает обрести свободу выражения. Когда ты в любой момент готов потерять свою работу, появляется возможность быстро и пластично создавать что-то новое.

Я могу сделать все правильно, но в итоге на кружке появится трещинка. Если не получится ее сточить, изделие придется выбросить. Сначала это очень расстраивает, учитывая, сколько времени и труда ты на него потратил, а потом начинаешь легко относиться к любым вещам. Это интересная жизненная школа.

Керамика состоит из неудач - ими полон весь мой инстаграм. Я то и дело отбиваю чашки от печки молотком, потому что они приварились намертво или вытаскиваю изделие, которое расплылось, закипело, облезло или взорвалось. Обиднее всего, когда лопается вещь, которую расписал художник. Творческие люди реагируют по-разному: некоторые очень переживают за свои работы. А вот в последний раз мне повезло - девушка просто сказала, что нарисует еще. Я был очень рад.

Практически на каждой моей работе присутствует золото, и это не случайность. Представьте, что вы в XIV веке, вокруг мрак и среди него стоит огромный храм. Внутри все в золоте, играет громкая музыка, лучшие художники современности рисуют на стенах. А еще там безопасно и иногда даже кормят. В общем, человек получает все, что хочет, и еще золото - как акцент на том, что там есть и все остальное. Так что когда я использую золото, то словно говорю людям: «Посмотри, тут есть что-то еще. Эта вещь достойна того, чтобы на ней было золото».

Керамика начинает развиваться. Уже сейчас от хохломских узоров мы перешли к котикам, цветочкам и реалистичным гранатам. Выглядит симпатично, но я понимаю, что это не уникальные вещи, а всего лишь элементы декора. Скоро мода на все это пройдет и на место отживших свое изделий придет современная керамика - авторская. Художники начнут стремиться к уникальности и выражать себя через формы, текстуры, цвета.

Мою керамику тоже еще нельзя назвать современной: сначала ты повторяешь, потом начинаешь модифицировать результат и только затем вычленяешь что-то свое. Я пока на этапе повторения - смотрю на английских керамистов и изучаю их стилистику. Современная американская керамика трогает меня чуть меньше, хотя там больше авторских безумных стилей.

Грядет бум гончарного дела, поэтому количество информации быстро растет. Люди создают свои мастерские, и это очень круто. В Самаре сфера развивается бомбически быстро. Недавно я организовал встречу гончаров, на которую пришло десять человек - и это далеко не все. Я слежу за тем, что делают мои коллеги, потому что всегда нужно быть в курсе происходящего. Правда, мне гораздо интереснее изучать зарубежный опыт - я знакомлюсь с новыми техниками и тестирую их.

Я люблю свою работу за то, что это и не работа вовсе. В планах превратить то, что я делаю, из творчества в искусство - хочу создавать что-то прекрасное. Думаю, когда обо мне напишет парочка английских журналов, я смогу сказать, что делаю для мира что-то действительно важное.

Поделиться