Что такое торгово логистический центр. Логические центры. Взаимодействие участников международной торговли

Логический центр - это главное слово (или несколько слов), заключающее в себе основной смысл предложения. Поиск главного слова можно начать с очень простого действия: готовясь к чтению у микрофона, знакомясь с текстом, постоянно задавайте себе вопрос: "О чем в данном предложении идет речь?". О чем? И, отвечая на него, определяйте главное слово. "Открылся очередной сезон в городском драматическом театре. Первой премьерой будет спектакль по пьесе Чехова Иванов". В нем заняты лучшие силы театра. Показ спектакля намечен на декабрь". Первое предложение в любой информации - это своего рода "афиша", "приманка" для слушателя. Поэтому читать его надо медленнее и явственнее, чем весь остальной текст. А о чем речь идет во втором предложении? О том, что будет поставлена пьеса Чехова "Иванов". А в третьем? О лучших силах. И в четвертом - показ в декабре. Помимо этого правила, поиск логических центров в предложениях предполагает хорошее знакомство еще с рядом несложных правил, которые далеко не все и не всегда соблюдают.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ

Если предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, то выделяются ОБА СЛОВА. Мальчик ушел. Редакция работает. Журналисты разбежались. Сеанс начался. Постарайтесь запомнить, что в словах: принялся,начался, заперся, отперся, занялся и нанялся - ударение стоит на последнем слоге. Остальные произносятся так: поднялся, удался, отнялся, задался, отдался, нарвался, сорвался, дорвался и так далее. В общем, как вы поняли, я рекомендую запомнить шесть слов из этой огромной серии, и вы окажетесь в рамках литературной нормы нашего языка. Разумеется, если вы случайно скажете "удался", это будет не так страшно, как если, к примеру, вы скажете: "отдался" или "начался". Кстати сказать, еще лет тридцать тому назад нормой считалось ударение на конце в подавляющем большинстве приведенных мною выше слов. Потом норма была отменена.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ

Если подлежащее и сказуемое поменялись местами, то выделять следует ТОЛЬКО ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Гремел гром. Лил дождь. Закрылась телестанция. Составлен каталог. О словах, оканчивающихся на -лог. Вам наверняка прекрасно известны слова: астролог, идеолог, геолог, уфолог, биолог и т.п. Не менее известны и такие: диалог, монолог, каталог, некролог. Менее известны: аполог, мартиролог. И может так стать, что вас удивит слово минералог. Не минеролог, а именно минералог! Что во всем этом интересно? То, что в первой группе слов (идеолог, астролог) - только профессии. Во второй: каталог - список предметов, диалог - разговор двух и более лиц, монолог - речь одного лица, некролог -слово об умершем, аполог - краткое иносказательное повествование о животных с моралью, положившее начало такому жанру, как басня. И только минералог "затесался" в эту компанию инородным телом. Причину этого попробуйте поискать самостоятельно. И в заключение этого краткого отступления от главной темы несколько слов о фамилии, которая вам, может быть, никогда не попадется в передачах, но я много раз слышал, как ее неправильно произносят. Речь идет о Софье Палеолог... Вы обратили внимание на ударение? Софья была женой русского царя Ивана III. Она была из греческого рода Палеологов, но никак не Палеологов! ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ

Если при глаголе стоит слово (или несколько слов), отвечающее на вопросы: как, куда, где, когда, - то центральным будет то слово, которое отвечает на один из этих вопросов: "Мальчик вышел на крыльцо", "Театр будет построен в будущем году", "Дума переехала в новое здание". Если мы будем "ударять" по глаголу, то получится не повествование, а восклицание: "Мальчик вышел на крыльцо!". Или возможен вопрос: вышел?".

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ

Противопоставление ВСЕГДА находится под ударением: "Я советую тебе обратиться не к рядовому, а сразу к главному врачу", "Речь идет не о реформах, а только об оперативных постановлениях", "Мы говорим не обо всей партии товара, а только об отдельных парах носков". Не забывайте, пожалуйста: есть: носки, но нет носков; чулки, но нет чулок; банты, нет бантов, с бантами; торты, нет тортов, с тортами; туфли, нет туфель, с туфлями; брелок, нет брелока, с брелоками; подол, нет подола, с подолами (во всех значениях: нет подола у одежды и нет подола - городского района)

ПРАВИЛО ПЯТОЕ

И сравнения, и сопоставления находятся под ударением: "Петр Иванович Петров, как хорошо натренированный боксер, быстро усмирил своих политических противников", "Заря, словно изощренная обольстительница, покорила даже самые черствые сердца", "На стенах, неожиданно принявших на себя роль гигантских экранов, показались самые причудливые картины". Постарайтесь запомнить, как видоизменяются слова: стена,полоса, сторона, борозда, доска, скамья, а также степь и мост. Есть "родственное" правило использования ударений в таких словах: стена, по стенам, о стенах, стенами, но: как об стену горох, лезть на стену от злобы; сторона, по сторонам, сторонами, о сторонах обе стороны, обе договаривающиеся стороны, но: договаривающиеся стороны; борозда, по бороздам, о бороздах, бороздами; скамья, по скамьям,о скамьях, скамьями; доска, по доскам, о досках, досками; степь, по степям, о степях, степями, в степи, но: о степи и по степи.

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ

Прилагательное при существительном не выделяется. Директорская комната. Очередная планёрка. Талантливые журналисты. Бесстрашные пожарные. Кстати говоря, вас не удивляет слово планёрка! Тогда тем более непонятно, почему многие говорят: "планер" и "Планерная", - в то время как говорить надо: планёр и Планёрная. Но продолжим разговор о шестом правиле. Если в предложения, которые приведены в качестве примера к этому правилу, вмешивается противопоставление, то главные слова МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ: "Эта планёрка очередная, а через час будет чрезвычайная", "Сегодня прекрасная погода, а вчера была отвратительная", "В прошлый раз приезжали ловкие пожарные, а вчера были какие-то усталые". "Пожарный" и "пожарник" нынче, в общем, одно и то же, но еще не так давно слово "пожарник" было оскорбительным для пожарных. Да и сегодня профессионалы называют себя именно пожарными. Дело в том, что некоторые помещики посылали зимой своих крестьян в города на заработки. Те приезжали в плохой одежде, на обгорелых телегах и говорили, что они - погорельцы. Горожане быстро раскусили этих лжецов и прозвали их "пожарниками", что в общем мнении было презрительным словом.

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ

Если хотят выделить ИМЕННО ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, то его ставят ПОСЛЕ определяемого слова... "Мне нужна работа очень интересная", "Я заинтересован в карьере честной", "На нашем канале новости обязаны быть только самые свежие", "Я предпочитаю говорить кратко и ясно, с ноги на ногу в разговоре не переминаясь". Чтобы не путаться, когда ставить ударение на на а когда непосредственно на подлежащем, запомните одно простое правило: если вы употребляете то или иное выражение в ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ, то "ударяйте" на, а если в БУКВАЛЬНОМ, то ставьте ударение на подлежащем. Вот примеры: "Робко начав карьеру, он затем быстро стал на ноги". Но: "На ноги ему положили очень теплый плед". "Да что ты переминаешься с ноги на ногу? Говори, что тебе надо?" (А человек в это время вообще может сидеть, но образное выражение вполне придется кстати). Но: "Переступая с ноги на ногу, можно давать ногам временный отдых". "От этой новости стало тяжко на сердце". Но: "Операция на сердце завершилась блестяще". "Мошенника схватили за руку на месте преступления". Но: "Мать вела ребенка за руку". "Поговорим с глазу на глаз". Но: "На глаз наложили чистую повязку". "На душу грех не бери, пожалуйста!". Но: "От молитвы на душу словно радость проливается". И еще об одной тонкости. "Я живу за городом" (то есть не важно где точно, но, за городом), но: "За городом совершенно нет лесов". "Пошли гулять за реку", но: "За реку попасть не так-то просто".

ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ

Если мы перечисляем прилагательные с одинаковыми признаками, то выделяем ТОЛЬКО ПОСЛЕДНЕЕ прилагательное, стоящее непосредственно перед главным словом: ""На столе лежали синие, красные, зеленые и черные карандаши".

ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ

Но если идет перечисление РАЗНОРОДНЫХ понятий, то выделять нужно КАЖДОЕ: "У нас в редакции работают толстые, расторопные, красивые и добрые журналисты", "В этом году в школу пришли работать молодые, хорошо подготовленные, современно мыслящие учителя". Надо иметь в виду, что в школе есть учителя, а основоположники великих учений, религий, теорий называются учители. И еще: у жён есть мужья, а большие государственные деятели не мужья, а мужи. И еще один пример: награжденые люди носят ордена, но в мире существуют также монашеские ордены.

ПРАВИЛО ДЕСЯТОЕ

Если при существительном стоят слова в родительном падеже, то они и являются главными: "Шум моря доносится до самого дальнего поселка", "Волны Невы бьются о гранит набережной", "Дом лесника стоит на опушке леса", "Этот поселок не имеет даже водопровода". Поговорим о том, сколько у нас "проводов", "проводов" и "проводов". Начнем с самого знакомого, в котором никто не сделает неправильного ударения. Я имею в виду "водопровод". Надеюсь, что и вы ни разу не слышали, чтобы кто-нибудь сказал "водопровод". Так почему же к иным "...проводам" почтения нет? Поэтому запомните, пожалуйста, что все "проводы", что бы они ни проводили, имеют одно и то же ударение на "во"". Назову несколько "проводов": нефтепровод, газопровод, мусоропровод, повидлопровод (есть и такой!), валопровод, лесопровод, углепровод, маслопровод, путепровод, аммиако-провод, винопровод, грунтопровод, дымопровод, продуктопровод, кормопровод, конденсатопровод, фруктопровод, семяпровод и еще, по крайней мере, около двадцати разных "проводов". И у всех одно и то же ударение - на "во"! Разумеется, не надо при этом путать "проводы в армию" с электропроводами. Понятно, что у всех "проводов" и производные одинаковые: "газопроводная сеть", "нефтепроводное хозяйство" и так далее. В общем, "меряйте" все по водопроводу и водопроводному крану и не ошибетесь во всех других "проводах". Разумеется, если новобранцев лишат "проводов" в армию, а начнут пересылать в военные городки и по какому-нибудь механическому устройству, то тогда у нас появится "солдатопровод". И не иначе.

ПРАВИЛО ОДИННАДЦАТОЕ

Новое понятие обязательно выделяется как главное: "Дом Ивана стоит на опушке леса. Крыша дома видна издалека. Справа от крыши маячит шест с антенной. За антенной можно увидеть трубу сауны. Кроме сауны во дворе был еще и курятник. Однако курятник хозяин сломал, а кур отдал соседу". Постарайтесь запомнить ударения в следующих словах: подал, отдал, задал, преподал, продал, роздал, перепродал, передал, придал (чему-нибудь движение), предал, обдал, не дал, поддал, но: издал, воздал, наддал. ПРАВИЛ ОСТАЛОСЬ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО, но мы поговорим о них чуть позже, а сейчас остановимся на повальном увлечении говорящих у микрофона людей выбором главного слова в предложениях. Оказывается, можно весьма бойко читать текст, вообще не задумываясь над поиском главного слова. Просто надо делать главным каждое последнее слово предложения. Вот простенькая информация. Она являет собой прекрасное пособие на тему: «как не надо читать у микрофона». Подчеркнутые мною слова диктор делал главными: "Съезд народных представителей прошел вчера в Чечне. Ни нем были обсуждены самые острые проблемы, стоящие перед республикой. На съезде был создан представительный комитет ною горного края. Он будет решать самые оперативные задачи Чечни." Диктор читал торопливо, нудно, но очень громко выделял последние слова. Ничем нельзя было более ярко выразить полное непонимание задачи диктора, чем таким чтением. А ведь логические центры в информации были совсем иные. Итак, первое предложение. Оно, как мы уже с вами условились, должно быть прочитано все целиком ясно и понятно, потому что это заявка темы, повод привлечь внимание слушателей к информации. "Проболтаешь" первое предложение, разозлишь слушателя, он дальше вообще слушать не будет. Первое предложение - это своего рода реклама новости. Ведь слушатель еще не знает, о чем пойдет речь, и вы его должны познакомить с предметом разговора. Так о чем же шла речь в первом предложении? О том, что "нечто" произошло там-то и тогда-то: съезд народных представителей прошел в Чечне вчера. Не обратить внимание слушателей на такое событие никак нельзя. А во втором предложении о чем речь? Не о республике (вы уже слышали, что дело происходит в Чечне), а о том, что на съезде обсуждались проблемы. Это и надо было выделять. Третье предложение. И в нем речь шла не "о горном крае", а о том, что съезд выбрал "представительный ко¬митет". Четвертое предложение. Что комитет создан в Чечне, мы уже знаем, а что он будет решать "самые оперативные задачи", нам было очень важно узнать. Это и надо было подчеркнуть. Итак, если повторить кратко информацию, то она имеет следующие главные слова: В ЧЕЧНЕ ПРОШЕЛ СЪЕЗД, он ОБСУДИЛ ПРОБЛЕМЫ, СОЗДАЛ КОМИТЕТ, который будет решать ОПЕРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ. Слова: "эта республика", "горный край", и еще раз "Чечня" - уже не нуждаются в подчеркивании. Это знакомые понятия. Сообщение о курсе доллара. Как его иногда читают? Опять-таки часто выделяют последнее слово: "Сегодня утром курс был 17 рублей за один доллар. К вечеру надо было платить уже 19 рублей за один доллар". В такой информации важны цифры "17" и "19", а не слова "за один доллар". Вообще, в эфире часто "пробрасывают" цифры как нечто неважное даже в сводках погоды: "В Красноярске 18 градусов мороза, в Новосибирске 21 градус холода, в Перми 17 градусов ниже нуля". Получается, что "мороза", "холода" и "ниже нуля" - новые понятия, а важны-то градусы. Вот если где-нибудь, среди общих морозов, вдруг вынырнула бы теплая погода, то тогда обязательно следовало бы подчеркнуть слово "тепла". И еще один пример бездумного чтения: "Арестован рецидивист Иван Петров. Неделей раньше был арестован его отец Василий Петров". Ясно, что во втором случае надо было выделять имя, а не фамилию... Итак, понятно, что делать главным каждое последнее слово в предложении - это самый легкий способ заслужить, славу "нелогичного чтеца". Произносите фамилии отчетливо. Иногда слушателю бывает очень важно расслышать фамилию. При знакомстве непременно называйте себя предельно разборчиво. И еще об отчествах. Их произношение зависит от положения, занимаемого человеком, и от ситуации, в которой речь идет о данном лице. Бестактно, например, во время торжественных событий говорить: Петр Иваныч, Ольга Альсанна, Сергей Михалыч. Во время беседы молодого журналиста с человеком видным, незнакомым, пожилым этика требует произносить отчество полностью: Михайлович, Иванович, Александровна. Во время беседы двух равных людей и с обоюдного согласия вполне возможно обойтись просто именем. Не говорите: "коллега по работе". "Коллегой" может быть только ваш сотрудник (или соученик). Знакомые из соседнего ТВ уже не коллеги, а люди одной с вами специальности.

ПРАВИЛО ДВЕНАДЦАТОЕ

Не отождествляйте НОВОЕ ПОНЯТИЕ с НОВЫМ словом. Чтобы избежать такой логической ошибки, постарайтесь запомнить следующий пример из НЕПРАВИЛЬНОЙ" чтецкой практики. Как и в предыдущих случаях, подчеркнутые мною слова ведущий усиленно выделял голосом: "На совещание в Москву прибыли пятьдесят шахтеров, двадцать восемь станкостроителей, сорок металлургов, восемнадцать студентов и еще несколько (почти выкрикивая) человек". На вопрос, почему с таким неоправданным нажимом было выделено слово "человек", ведущий ответил: "Так ведь это же НОВОЕ понятие!". По его логике получается, что шахтеры, станкостроители, металлурги и студенты - не люди. По поводу женского рода некоторых мужских профессий. Например, прижились и не вызывают у нас неприятных ощущений такие словесные пары, как: учитель-учительница, актёр-актриса, лётчик-лётчица, крановщик-крановщица, танцовщик - танцовщица, тракторист-трактористка. Но можно ли у микрофона говорить: "врачиха", "дикторша", "токариха", "репортёрша", "доцентша","конструкторша", "химичка"? Нет. Лучше этого избегать. Анна Ахматова, например, категорически восставала против слова "поэтесса", считая, что в мире есть только "поэт". Она и против отчества на титульных листах книг поэтов восставала: "Все знают поэта Александра Пушкина. И я тоже никакая не Анна Андреевна. В беседе - пожалуйста, а на обложке книги - Анна Ахматова". С некоторыми "мужскими" профессиями вообще может выйти смешная история, если мы попытаемся превратить ее в женскую. Врач глазник (окулист). А женщина? Глазница"" Мужчина-машинист. А она? Машинистка" Поэтому будьте внимательны к женскому роду "мужских" профессий.

ПРАВИЛО ТРИНАДЦАТОЕ

Существуют многословные понятия, выделять в которых нужно как раз ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО, и только его: "Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко", "Председатель арбитражного суда Нижегородской губернии Иван Иванович Соловьёв", "Великая Отечественная война сорок первого - сорок пятого годов". Помните об особенности произношения предложений подобного рода. Нередко в эфире можно услышать: "В правой и левых руках", "В Тамбовской и Смоленских областях". Но ведь не бывает человека с двумя левыми руками, как нет у нас и двух Смоленских областей. Поэтому читайте: "Законодательная и исполнительная власти", "В первом и втором кварталах", "На первом и седьмом этажах", "В первом, третьем, десятом и сорок четвертом рядах было много пустых мест". Значит, пока что-то перечисляется в единственном числе, то оно и должно так перечисляться до главного завершающего слова.

ПРАВИЛО ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ

При повторении одинаковых слов последующие подчеркиваются всё сильнее: "Родину, свою Родину, очень люблю!", "А я говорю вам нет, нет и НЕТ", "Я баловался, балуюсь и буду баловаться!". Несмотря на наличие слова "баловень", слова: балуюсь, баловаться, баловать, балуешься, балуемся, балуем, балуется - подчиняются (по своим уда -рениям) тем же правилам, что и слова: любуюсь, любуешься, любоваться, целуешься, целуемся, целоваться, волнуюсь, волнуешься, волнуемся и т.п.

ПРАВИЛО ПЯТНАДЦАТОЕ

Местоимения НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ. Читать надо так: "Были изготовлены тракторы, а также запасные части к ним", "Завтра будет парад, а сегодня проводится только репетиция перед ним". Ни "к ним", ни "перед ним" и никакое другое местоимение не подлежат ударению голосом, словно их в тексте и не существует.

Похожие материалы:

Логистический центр – специализированное предприятие, основными функциями которого являются обработка и хранение грузов, таможенное оформление, информационные услуги. Транспортно-логистические центры предоставляют свободные площади для экспедиторских и транспортных компаний, располагают стоянкой для грузовых автомобилей. В хорошо развитых логистических центрах оказывается техническое обслуживание транспортным средствам, таможенные, брокерские и другие виды услуг. Развитая система логистических центров позволяет сокращать цепи поставок, оптимизировать товарные потоки, повышать маневренность поставок. Фактически, логистические центры создаются для того, чтобы решить проблему доставки грузов от поставщика к потребителю в кратчайшие сроки и с наименьшими финансовыми затратами. Максимального эффекта для оптимальной организации товарных потоков можно добиться только при правильном объединении логистических центров в логистические сети.


Развитие промышленности предполагает естественную потребность в ускорении и упрощении процесса доставки товаров конечному потребителю. Грузопотоки, которые связывают фирму-производителя товара, и фирму-потребителя того же товара, должны кем-то планироваться и управляться. Сейчас, в России это, как правило, делают фирмы, близкие к источнику возникновения товара, например, производитель, дилер, отправитель. Взаимоотношения между фирмами, участвующие в доставке товара конечному потребителю, основываются на обмене информацией в виде документов, в результате чего информационные потоки приобретают следующий вид:

Взаимодействие участников международной торговли

Приведенная схема взаимодействия участников торговли чрезвычайно упрощена, однако даже их того, что показано, видно, что информационные потоки напоминают связи типа “каждый с каждым”.

Затраты каждой фирмы на логистику могут быть легко оценены. В России только около 300 тыс. перевозчиков и 10 тыс. экспедиторов. Если в каждой из таких фирм планированием и организацией грузоперевозок занимается 1...3 человека, то это означает, что в России около 1 млн. человек заняты решением логистических задач (планирование и организация грузоперевозок). Издержки на эти виды работ составляют 20-30% от всех затрат (от конечной стоимости поставляемого товара). Известно, что сокращение на 1% затрат на логистику эквивалентно увеличению объема реализации грузов на 10%.

Эти “исходные данные” достаточно быстро и естественно приводят к идее централизации логистических услуг. Это для коммерческого предприятия должно означать следующее. Предприятие должно только либо производить, либо потреблять грузы или товары или услуги. Вся “забота” о том, как с наименьшими потерями и в кратчайшие сроки доставить грузы от поставщика к потребителю ложится на специализированные организации - логистические центры.

Предположим, на заводе им. Кирова есть отдел сбыта, отдел снабжения, отдел перевозки (транспортный цех). Пользуясь услугами логистического центра, это предприятие может отказаться от этих трех отделов, купив услуги центра. При этом, естественно, стоимость покупаемых услуг и их качество должны быть такими, чтобы названному предприятию это было целесообразно. Теперь подставьте вместо названия “Кировский завод” любое другое производящее товары предприятие, и идея создания логистического центра, обслуживающего это предприятие, будет вполне очевидна. То же справедливо и для транспортных предприятий, которые должны упразднить отделы приема заказов, отделы планирования перевозок, и пользоваться (покупать) одноименные услуги логистического центра. В результате, при хорошем стечении обстоятельств, картина, которая представлена на предыдущем рисунке преобразится в следующую:

Взаимодействие участников торговли через логистический центр. Связи между участниками (кроме таможни и банков) отсутствуют

Сравнив и проанализировав два рисунка легко прийти к выводу, что связи между объектами, выражающиеся в виде потоков документов, на последнем рисунке упрощаются и централизуются. Взаимодействие идет, в основном, через логистический центр. Централизация услуг в логистике как раз и ведет к сокращению затрат у фирм, участников торговли.

Еще большую централизацию можно получить, развивая идею централизации платежной системы через уполномоченные банки, как это делается в таможенной сфере.

Для справки - в Финляндии (данные журнала Finnish logistics review) действуют 4 логистические фирмы, занятые логистикой в авиаперевозках, 16 -в области морских перевозок, 18 - автоперевозки, 3 - по железнодорожному транспорту и 7 фирм по общим логистическим услугам.

Итак, после выяснения что должен представлять собой логистический центр и каковы его главные задачи, определим заинтересованность различных предприятий в нем.

Взглянем на таблицу. В ней показана потребность в услугах по логистике у фирм, связанных с различными видами транспорта.

Вид транспорта/вид операции автоперевозки железная дорога морской транспорт авиаперевозки мультимодальные перевозки
отправка Х Х Х
экспедирование Х Х Х
предварительное информирование Х Х Х
перегрузка Х Х Х Х
таможенные операции Х Х Х Х Х
складские услуги Х Х Х Х
страхование Х Х Х Х Х

Потребность в логистических услугах при различных видах перевозки.

Легко проследить, что наибольшие потребности в спектре услуг среди различных видов перевозок имеются у морского транспорта и мультимодальных способах доставки. Наибольшей “популярностью” пользуются таможенные услуги, которых не избежать, естественно, только при внешнеторговых сделках. По поводу роли таможни здесь уместно добавить тот факт, что, кроме того, что таможня является единственно некоммерческой структурой, она заинтересована в доставке грузов по той простой причине, что таможенные платежи, налоги и пошлины уплачиваются после доставки груза на место назначения.

Итак, выводы:

- Логистический центр - это организация, оказывающая услуги связанные с управлением грузопотоками.
- Наибольший интерес в создании логистического центра должны проявлять организации, связанные с морскими и мультимодальными перевозками. Именно для этих организаций требуется широкий спектр логистических услуг. Авто- и железнодорожные перевозчики также заинтересованы в логистических услугах, но их интерес скорее состоит не в спектре услуг, а связан либо с большими объемами перевозок либо с большой дальностью, и, следовательно, с меньшими удельными затратами на логистические услуги.
- Таможня заинтересована в работе логистического центра, и интерес таможни состоит в том, что платежи в бюджет осуществляются только после доставки груза по месту назначения.

Особенности развития логистических центров в России

    Что подразумевается под понятием логистический центр? Какова разница в его толковании в России и за рубежом?

Логистические центры (ЛЦ) выступают одной из форм интеграционного взаимодействия компаний в целях максимизации доходов на основе координации совместных усилий и централизации материального и информационного обеспечения товародвижения. ЛЦ объединяют в себе черты крупных оптово-посреднических предприятий, функции маркетинговых и информационных центров, услуги логистических компаний. К основным функциям ЛЦ относятся обработка и хранение грузов, перевалка на другие виды транспорта, таможенная очистка и оформление, информационная поддержка. К ЛЦ относятся терминальные комплексы, транспортно-логистические, транспортно-распределительные, распределительные, информационно-логистические центры.
В развитых зарубежных странах различные формы логистической интеграции участников товародвижения получили широкое развитие и предоставили возможность создания преимуществ на основе оптимизации товарных потоков за счет сокращения цепи поставок, повышения маневренности поставок и информационной обеспеченности участников. В России на сегодняшний день происходит бурное развитие ЛЦ, однако количество качественных объектов пока далеко от потребностей рынка. Особый дефицит ЛЦ ощущается в регионах.

С понятием логистический центр тесно связано понятие логистическая сеть, поскольку максимального синергетического эффекта и эффективности организации товарных потоков можно добиться именно за счет создания сети объектов, связанных между собой единым логистическим оператором.

Итак, определимся с понятием логистической сети. Прежде всего, это единая система сквозного управления материальными, информационными и финансовыми потоками. Логистические сети предоставляют полный спектр услуг: транспортировку, складские услуги, таможенное оформление, услуги добавленной стоимости. Логистические сети объединяет единое информационное пространство, единый уровень сервиса.

Кроме того, им присуща широкая географическая представленность: необходимо наличие складских объектов сети в крупных городах (свыше 500 тыс. человек), особенно в крупных транспортных узлах, что связано с тенденцией экспансии крупных компаний, особенно ритейла, в регионы. Именно такие компании являются основными потенциальными клиентами логистических сетей, поскольку им необходимо быстро и надежно организовать цепочку поставок в нескольких регионах, к тому же из-за возрастающей конкуренции они должны быстро реагировать на меняющиеся условия и быть в состоянии быстро и эффективно выходить на новые перспективные региональные рынки.

С другой стороны, широкая сеть несвязанных между собой объектов не приносит синергетического эффекта логистическому оператору. Поэтому для определения своей оптимальной географической представленности логистическая сеть «ЛИТЕР» учитывала помимо таких факторов как население, доходы, ВРП, развитие розничных сетей, также и развитие оптовой торговли, потоки экспорта и импорта, проходящие через регион, транспортную и инфраструктурную составляющие региона.

  1. Какие условия необходимы для создания логистических центров? Учитывается ли при этом западный опыт и насколько он здесь применим? Воплощается ли каким-либо образом этот опыт в Вашей компании, и, напротив, каковы собственные «находки» логистов «САННА-ЛИТЕР»?

Для создания логистического центра необходима прежде всего четко продуманная концепция. Необходимо отметить, что сегодня логистические объекты зачастую создаются без оной, что делает их строительство малоэффективным. К типичным для российской практики примерам неудачного расположения терминальных объектов можно отнести:

  1. Размещение объектов без синергетического эффекта - везде, где удалось найти землю (от Калининграда до Владивостока) - такие логистические сети могут рассматриваться лишь пообъектно
  2. Размещение городских/региональных распределительных центров в местах с затрудненными подъездами к основным потребителям (мосты через крупные реки, второстепенные не подлежащие расширению трассы, проезд чрез населённые пункты и т.п.)
  3. Размещение логистических объектов в черте крупных городов (например, Москва) - вряд ли стоит ожидать, что такой объект будет привлекателен с точки зрения логистики годы спустя с упорядочиванием транспортных потоков в столице

При создании ЛЦ необходимо предусмотреть доступность транспортных путей, дорожно-транспортную ситуацию, развитие инфраструктуры, проработать вопросы адекватной планировки ЛЦ, отвечающей поставленным задачам, учесть наличие потенциальных клиентов; при развитии логистической сети должна быть четко обозначена связь между объектами, целесообразность выбранных регионов.

Именно поэтому наша компания разработала концепцию создания мультимодальной логистической сети «ЛИТЕР», на первой стадии развития которой мы строим 7 логистических комплексов класса «А» в 5 городах на пересечении основных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток». Основными особенностями логистической сети «ЛИТЕР» являются мультимодальность (возможность осуществления перевозок различными видами транспорта: автотранспорт, железные дороги, водный транспорт, авиатранспорт, - благодаря размещению объектов в крупных транспортных узлах) и наличие на складах различных температурных режимов (сухие склады, средне- и низкотемпературные склады). Логистическим оператором сети «ЛИТЕР» является группа компаний «САННА-ЛИТЕР», оказывающая полный спектр логистических услуг.

  1. Насколько сильна конкуренция между транспортно-логистическими компаниями? В каком смысле возможно между ними сотрудничество?

В условиях растущей конкуренции уровень обслуживания клиентов (качество и объем предоставляемых услуг) становится решающим фактором в сфере логистики.

При этом стоит отметить, что количество логистических компаний, действующих сегодня на российском рынке, значительно меньше, чем, к примеру, в Европе и Китае. Главное, к чему сегодня должны стремиться российские логистические компании - это интеграция: невозможно от начала до конца сделать все самим. Сегодня все острее возникает потребность создания альянсов между игроками, поскольку небольшим компаниям, не объединенным в том или ином виде с крупными международными операторами, будет сложно остаться на рынке.

Необходимо заметить, что, несмотря на недостаточное развитие рынка транспортно-логистических услуг в России, отечественные компании обладают достаточно высокой конкурентоспособностью на нем. В случае массового прихода на рынок крупных иностранных компаний, обладающих огромными финансовыми ресурсами, российские компании могут быть практически вытеснены. Однако вхождения мегакомпаний не избежать, а вступление в ВТО ускорит и усугубит этот процесс. В этой связи необходимо, с одной стороны, укрупнение существующих игроков, а с другой - продуманная политика государства по поддержке отечественных компаний.

  1. Где именно в России уже существуют крупные логистические центры и где, на Ваш взгляд, «напрашивается» их строительство? Насколько необходимо привлечение инвестиций в эту сферу со стороны крупного бизнеса, и насколько нужна в этом вопросе поддержка государственных структур?

Наибольшее количество ЛЦ строится в Московском регионе, который исторически является наиболее развитым во всех отношениях, в частности, в силу притока капитала. Строительство ЛЦ зачастую обусловлено постоянно растущим спросом со стороны динамично развивающихся крупных компаний, преимущественно ритейлоров и крупных производителей товаров и продуктов питания.

Более скромными темпами идет развитие ЛЦ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Постепенно набирает обороты строительство ЛЦ в крупных торгово-промышленных региональных центрах (Ростове-на-Дону, Новосибирске, Екатеринбурге и т.п.).

В качестве примеров существующих ЛЦ можно привести ТЛК Томилино, Крекшино, Ленинградский терминал, Северное Домодедово (Московский регион), Мегалоджикс (Логопарк Нева), МЛП Уткина заводь (Санкт-Петербург и Ленинградская область), НЛК-Батайск (Ростов-на-Дону) и др.

Острая нехватка ЛЦ сейчас наблюдается в регионах, особенно в крупных региональных центрах, таких, как Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Калининград, где на сегодня практически отсутствуют качественные складские объекты, способные предоставлять качественные логистические услуги, удовлетворяющие потребностям потенциальных клиентов, в качестве которых выступают многие международные и федеральные розничные сети: Metro , Auchan , Паттерсон, Эльдорадо, М.Видео, Старик Хоттабыч, Leroy Merlin , а также международные и российские производители товаров и продуктов питания.

Поэтому география мультимодальной логистической сети «ЛИТЕР » на первом этапе развития будет включать Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону и Калининград, будет построено 5 логистических центров класса «А» и 2 портово-логистических комплекса (в Калининграде и Дмитрове Московской области), общая площадь складов составит более 500 тыс. кв. м, охлаждаемых складов - около 130 тыс. кв. м.

Что касается инвестиций, то не секрет, что строительство ЛЦ требует значительных вложений, что подразумевает привлечение финансовых потоков со стороны сторонних инвесторов. Поскольку кредитные ресурсы зачастую малодоступны, особую актуальность приобретают инвестиции крупного бизнеса.

Поддержка развития ЛЦ со стороны госструктур на сегодняшний день развита слабо, но это не снижает ее необходимость, в частности, в сфере регулирования административных барьеров (среди основных проблем, с которыми сталкиваются при создании ЛЦ, - трудности с выделением земельных участков, административные согласования и разрешения на этапе проектирования ЛЦ), развития инфраструктуры, предоставления финансирования на основе государственно-частного партнерства.

  1. Какие задачи клиентов должна «брать на себя» логистическая компания? Насколько возможно их успешное решение в российских условиях? С какими проблемами в этой связи сталкиваются логисты?

Сегодня особую актуальность приобретает передача всех логистических вопросов, включая транспортировку, таможенное оформление и складское хранение на аутсорсинг надежному логистическому оператору.

В настоящее время российский логистический рынок переживает процесс становления 3PL операторов, т.е. компаний, оказывающих полный комплекс логистических услуг третьей стороне. Эти компании формируются как из складских операторов за счёт развития их транспортно-экспедиторской деятельности и таможни, так и из экспедиторов, дополняющих свой пакет услуг складскими. С ростом потребностей клиентов логистических сетей и с развитием логистической культуры в стране возникает спрос на следующий этап интеграции в логистике, и тогда назревает переход к 4PL. Этот термин используется для логистических компаний, управляющих цепочками поставок, которые сводят ресурсы, мощности и технологию своей организации с ресурсами, мощностями и технологией других логистических предприятий и управляют ими с целью предложить клиентам наиболее полное решение задач в цепочке поставок.

Для крупных, динамично развивающихся компаний, выходящих на региональные рынки с расширением географии своего присутствия, наибольшую актуальность приобретает работа с логистическими сетями. Не секрет, что работа с логистическими сетями упрощает договорной процесс за счет взаимодействия с одним поставщиком, поскольку пропадает необходимость работать с несколькими поставщиками логистических услуг. Естественно, что с каждым из таких поставщиков должен быть заключен отдельный договор, который необходимо предварительно согласовать со всеми ответственными лицами внутри компании, что, как правило, занимает достаточно много времени и требует постоянного отслеживания и контроля. К тому же от одного поставщика гораздо проще получить отчет о текущем состоянии дел, установленные KPIs, что позволяет адекватно проконтролировать качество работ. Зачастую за счёт различного подхода к тарификации услуг и различных условий работы, сравнение стоимости и качества работ логистических операторов превращается в отдельный трудоёмкий процесс, требующий функционирования целого штата специалистов внутри компании-заказчика. Работа с надёжной логистической сетью позволяет избежать этих трудностей и действительно сэкономить на логистике.

Основные проблемы при предоставлении логистических услуг связаны с несовершенством законодательства, в частности таможенного, неэффективной организацией процесса прохождения таможенно-пропускных пунктов, отсутствием четкой координации взаимодействия внутри транспортных коридоров, а также с недостаточным развитием транспортной инфраструктуры, что крайне затрудняет поставки в отдаленные регионы РФ. Немаловажным фактором региональных перевозок выступают значительные расстояния, затрудняющие поиск перевозчиков.

  1. Что можно сказать о новых технологиях в сфере логистики? Насколько они эффективны, как часто обновляются и насколько эффективно применяются?

Из новых технологий, применяемых на ЛЦ, хотелось бы подробнее остановиться на технологии голосового отбора (Voice-picking), которая уверенно внедряется на зарубежных складах и только начинает свое движение в России.

Голосовая технология позволяет передавать требуемые данные о товаре (количество, адрес хранения) системе управления складом (WMS) с помощью обычной человеческой речи, команды WMS на выполнение операций также преобразуются в голосовые команды, понятные человеку.

Наиболее эффективно технология работает при процессе подбора заказов.

За распознавание голоса отвечает специальный модуль. Каждый комплектовщик обеспечивается специальной индивидуальной телефонной гарнитурой и голосовым терминалом, крепящимся к поясу. Склад должен быть оборудован беспроводной сетью.

Используя существующие технологии подбора заказов с помощью задания на бумаге или с помощью радиотерминалов, комплектовщик сначала получает информацию (смотрит на бумагу или на экран терминала), после чего начинает выполнять обработку задания (подбор товара). Используя Voice-технологии на складе, пользователь одновременно получает задание (слышит его) и начинает его выполнение, за счет чего происходит значительное сокращение времени подбора.

Выигрыш по времени происходит еще и потому, что технология голосового подбора позволяет комплектовщику иметь свободными обе руки. Очень актуальна эта технология на низкотемпературных складах, так как работа с клавиатурой терминала в перчатках заметно замедляет процесс.

При получении заказов на отгрузку товара WMS создает задания на подбор, которые передаются по беспроводной связи в голосовой терминал определенного комплектовщика. По мере выполнения заданий результаты работы передаются обратно в WMS посредством подтверждения голосом, и комплектовщик получает новое задание.

По данным германского института SMI International AG время, затрачиваемое комплектовщиком на выполнение одного отбора по голосовой технологии в среднем на 37,5% меньше времени, затрачиваемого при подборе с радиотерминалом.

  1. В чем, с вашей точки зрения, заключается будущее транспортной логистики в России?

В будущем логистику будет характеризовать более однородное качество сервиса. Будут возникать альянсы между игроками, поскольку небольшим компаниям, не объединенным в том или ином виде с крупными международными операторами, будет сложно остаться на рынке после выхода иностранных игроков. Существенно возрастет совокупная доля рынка крупнейших логистических операторов. Продолжится развитие операционной инфраструктуры, что позволит изменить к лучшему текущую ситуацию.

В части будущего развития ЛЦ можно обозначить такие основные тенденции, как развитие ЛЦ в регионах в виду усиливающейся региональной экспансии крупных игроков потребительского рынка, нуждающихся в услугах ЛЦ, укрупнение и универсализация ЛЦ, увеличение перечня логистических услуг и повышение их качества.


Алла Выхристюк - руководитель отдела маркетинга УК «ЛИТЕР», «ГК САННА-ЛИТЕР»

Ксения Фатеева - ведущий менеджер по маркетингу УК «ЛИТЕР», «ГК САННА-ЛИТЕР»

Поделиться